Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Путин на краю финансовой пропасти: дефицит бюджета не удастся преодолеть до 2020 года

Если эксперт российского правительства прав, и низкие цены на нефть станут нормой, то дефицит бюджета РФ продлится до конца этого десятилетия

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президент Владимир Путин столкнулся с серьезным вызовом: период экономии, разрушенная экономика и предстоящие выборы в этом и в 2018 году. Никогда за 16 лет пребывания Путина у власти Россия не видела подобного периода укоренившегося дефицита. Это означает, что правительство будет вынуждено действовать осторожно, чтобы избежать разорения бюджета после падения цен на нефть.

До 2019 года министерство экономики заложило цену на нефть в среднем $40 за баррель, и это значит, что баланс бюджета удастся выровнять к 2020 году или позже, говорят 23 из 28 аналитиков. Четверо из них считают, что прибыль и расходы уравняются только после 2025 года. Власти ищут способ экономить бюджетные средства на один процентный пункт от ВВП каждый год, чтобы таким образом сбалансировать бюджет к 2019 году. Многие аналитики сочли это самым многообещающим шансом для стимуляции роста.

Президент Владимир Путин столкнулся с серьезным вызовом: период экономии, разрушенная экономика и предстоящие выборы в этом и в 2018 году. Никогда за 16 лет пребывания Путина у власти Россия не видела подобного периода укоренившегося дефицита. Это означает, что правительство будет вынуждено действовать осторожно, чтобы избежать разорения бюджета после падения цен на нефть.

«Хотя масштабное фискальное и денежно-кредитное стимулирование, как правило, оказывается весьма эффективным при возрождении экономической деятельности в краткосрочной перспективе, но оно не улучшит долгосрочные перспективы российской экономики», — сказал Сергей Наркевич, аналитик «Промсвязьбанка» (Москва). «Наоборот, высока вероятность того, что их использование приведет к дестабилизации бюджета и финансовых систем в будущем».

В 2015 году из Резервного фонда уже было переведено 2,6 трлн рублей. Для покрытия дефицита в 2016 году Минфин снова планирует перевести около 2 трлн рублей ($30 млрд) из одного из двух своих суверенных фондов. В конце апреля Резервный фонд составил $45 млрд, а Фонд национального благосостояния — $73,9 млрд.

Бюджетные риски

Бюджет с избытком в период между 2000 и 2008 годами в течение многих лет был основой экономической стабильности в России. Это позволило правительству накопить резервы и уменьшить долг до примерно 10% от ВВП в 2015 году с 90% в 1999 году.

Сегодня одним из главных источников неопределенности стал фискальный дисбаланс. В бюджетном прогнозе ЦБ выделяет риски для экономики и инфляцию.


«Учитывая президентские выборы в 2018 году, будет трудно добиться существенной дополнительной консолидации бюджета до этого времени», — говорит Андреас Швабе, экономист в «Raiffeisen Bank International» (Вена).

В прошлом году правительство объявило дефицит в 2,4% ВВП и в 2016 году хочет удержать его на уровне 3% при средней цене на нефть в $40 за баррель. В течение первых четырех месяцев 2016 года основная экспортная смесь «Уралс» торговалась на уровне в среднем $33,93. Правительство отложило до осени внесение изменений в бюджет, который по-прежнему базируется на средней цене на нефть в $50 за баррель.

«Очень опасно»

Не-нефтяной дефицит бюджета России (дефицит без учета доходов от энергетической отрасли) находился на уровне 11% в первой половине прошлого года — самый большой за последнее десятилетие. Гораздо выше уровня, который министр финансов Антон Силуанов назвал «критическим».

Нефть и природный газ составляют около трети доходов бюджета России и почти 60% ее экспорта. Когда цены на нефть немного восстановились, рубль вырос примерно на 12% по отношению к доллару в этом году, после потери 20% стоимости в 2015 году.

Если до 2019 года нефть действительно будет оставаться на уровне $40, как прогнозирует министерство экономики, то ВВП вернется к росту уже в следующем году, после сокращения на 0,2% в 2016 году и 3,7% в прошлом году.

Опрошенные аналитики считают, что более свободная фискальная политика является одним из наименее эффективных способов в среднесрочной перспективе запустить рост на более чем 1,5%. На первом месте должны быть экономические реформы, а затем — улучшение отношений с Западом и снятие санкций.

Затягивание поясов

По данным опроса, самое лучшее, что правительство может сделать для экономики, — «перекрыть краны». 41% респондентов сказали, что ускорение консолидации бюджета — это главный шаг, который нужно предпринять, чтобы стимулировать экономический рост. 17% поддерживают распродажу крупных государственных компаний.

«Возможности среднесрочного финансового стимулирования ограничены», — сказал Бенс Андраш, экономист OGResearch в Будапеште. «Хотя мы предполагаем, что западные санкции будут отменены в 2017 году, экономические связи не смогут сразу же нормализоваться. Санкции будут влиять на потенциальный рост России даже после их отмены».