Что может сказать теолог об инопланетянах? В первое мгновение вопрос показался мне абсурдным и не заслуживающим серьезных размышлений, поскольку он предполагал обращение с теологическим инструментарием к проблеме, который в настоящий момент не существует, а имеющиеся данные не позволяют предполагать, что она появится в ближайшем будущем. Поэтому я подумал, что это вопрос следует оставить специалистам по беллетристике жанра science fiction.
Что же заставило меня в итоге сесть и написать этот текст? Меня склонил к этому Михал Рыхерт (Michał Rychert) (доктор фундаментальной теологии, публицист, — прим. перев.). Сделал он это двояко. Во-первых, он обратил мое внимание на общественное восприятие достижений современной космологии. Многие сейчас, как кажется, серьезно и увлеченно следят за сообщениями, говорящими о поиске следов жизни на других планетах, считая это шагами к открытию внеземной цивилизации. На каком-то этапе футуристических размышлений они могут задаться вопросом о Боге и спасении в космических контекстах, и поэтому уже сейчас следует дать им успокоительный ответ. Во-вторых, Михал Рыхерт выдвинул в своем тексте (Tygodnik Powszechny, «Земля — единственная избранница») несколько тезисов, с которыми я совершенно не могу согласиться, так что он спровоцировал меня включиться в полемику.
Вселенная или Мультивселенная
Прежде, чем обратиться к интересующей нас теме, кажется необходимым очертить контекст наших рефлексий. Необходимо решить, собираемся ли мы рассматривать теологические вопросы в отношении других Вселенных и разумной жизни в них или размышлять о разумной жизни в нашей Вселенной. Это разделение представляется важным, поскольку вероятность, что у нас появится возможность общения с инопланетянами, касается лишь второго случая. О потенциальном существовании других Вселенных мы узнаем, пожалуй, лишь тогда, когда предстанем перед Богом и узнаем всю правду о действительности. Если мы не сможем познакомиться с обитателями других Вселенных в своей земной жизни, нет никакого смысла, задаваться вопросами об их отношениях с Богом.
Из текста Михала Рыхтера следует, что он имеет в виду разумную жизнь на другой планете в нашей Вселенной, о которой мы можем узнать в будущем. Автор полагает, что существование такой цивилизации невозможно совместить с данным нам Откровением, и приводит в поддержку своей мысли по меньшей мере два аргумента.
Библия и инопланетяне
Во-первых, он говорит, что в Библии инопланетяне нигде не упоминаются. Но должны ли они там упоминаться? Что мы ищем в Священном Писании? Согласно современному состоянию теологической науки, Ветхий и Новый Завет интересуют нас лишь как рассказ о божественном плане спасения мира, все остальное относится к историческому контексту. Представляется, что мы уже прошли этап поиска на библейских страницах указаний на физический облик Вселенной и происходящих в ней процессов. Ответ на вопрос о существовании жизни за пределами Земли относится к компетенции ученых-эмпириков, а не теологов.
С перспективы Откровения мы можем только задаваться вопросом о спасении гипотетических инопланетян, а не об их существовании. Потенциальное наличие жизни в новых уголках Вселенной следует воспринимать как жизнь, которую открывали когда-то на новых континентах. Например, Америки появились на картах уже после завершения процесса редактирования Библии, места на ее страницах для них не нашлось, но это не значит, что мы можем ставить под вопрос существование этих континентов или упрекать Бога, который не дал Колумбу ориентиров.
Отмечу, что я не отношусь к креационистам, и, говоря о создании, не трактую Бога как того, кто непосредственно «лепит» людей на разных планетах. Я серьезно отношусь к достижениям космологов, то есть к концепциям эволюционного развития жизни на основе естественных прав и влияния окружающей среды, видя в Боге того, кто дает механизмы и поддерживает их существование, а не управляет непосредственно каждой деталью. С такой перспективы отрицать возможность существования внеземной жизни, пользуясь аргументом, что в Библии данные на эту тему отсутствуют, оснований нет.
Иными словами, информацию о существовании других цивилизаций следовало бы ожидать там в том случае, если бы мы считали, что Бог в ходе отдельных актов создания сотворил нас и других существ в нашей Вселенной, обозначив для нас различные пути спасения. Такой подход я считаю ошибочным и верю, что если инопланетяне существуют, то только если Создатель породил права, позволяющие развиваться как нашей, так и их жизни, а не приложил к Земле, населив ее, дополнительные созидательные усилия. Если мы считаем Вселенную единым целым, на различия между потенциальными жителями разных планет следует взглянуть через географическую призму, как на различия между жителями разных континентов.
Более того, если какие-то инопланетяне существуют и обладают элементами разума, они могут быть лишены свойственного человеку подобия божьего. Если эти создания окажутся непохожими на человека, мы можем воспринять их как новые виды животных или, если они будут выходить за рамки известных нам категорий, на них можно будет распространить такую теологию, которой мы пользуемся, говоря об ангелах.
Человек — венец творения не потому, что он живет на Земле, а потому, что он наделен подобием божьим, и если тем же подобием наделен житель другой планеты, он тоже — божье дитя. Тот факт, что Библия не указывает его адрес, не имеет никакого значения (так же как в случае индейцев или эскимосов).
Межзвездный диалог
Союз Бога с людьми, пишет также Рыхтер, носит настолько особый характер, что исключает подобный союз с внеземными существами. Действительно, если другой союз существует в каком-то другом месте, священные тексты не должны этого скрывать, и по меньшей мере Библия не должна сообщать о том, что наши отношения с Богом единственны в своем роде.
Но необходимо ли существование такого союза для инопланетян? Абсолютно нет. Евангелизация отдельных частей мира продолжается до сих пор, так что обнаружение внеземной жизни с «религиозным потенциалом» станет вызовом для миссионерской деятельности, а к их гипотетической системе верований мы бы отнеслись как к низовой религии, базирующейся на рассеянных Святым духом по Вселенной зернах Правды. Нет причин ограничивать Откровение одной нашей планетой. С точки зрения католической теологии признать гипотетическую систему верований инопланетян за равноправный христианскому путь спасения невозможно, поэтому следовало бы применить здесь принципы межрелигиозного диалога.
Подводя итог: я не считаю, что обнаружение какой-либо формы внеземной жизни будет представлять собой теологическую проблему.
Дамиан Вонсек — сотрудник Института фундаментального богословия, экуменизма и диалога в Папском университете им. Иоанна Павла II в Кракове.