В среду российские военные пригласили группу журналистов в деревню к северу от Хамы, которую недавно отвоевала армия их союзника Башара Асада. Шанс угодить в засаду все еще высок, в связи с чем поездка была организована в обстановке секретности с военной авиабазы Хмеймим у Латакии, где размещаются российские силы. Журналистам не говорили ни о месте, ни о цели визита, проходившего в эскорте бронетехники.
У алавитской Латакии, откуда родом клан президента, повсюду висят портреты Башара Асада и его отца Хафеза. Иногда рядом с ними попадается и фото российского лидера Владимира Путина. Однако по мере отдаления от средиземноморского побережья большинством населения становятся уже враждебно настроенные по отношению к режиму сунниты. Несколько населенных пунктов несут на себе следы жестоких боев. Во многих, судя по всему, почти не осталось жителей.
Ликующая толпа
До войны в окруженном садами поселке жили 6 тысяч человек. Сейчас большая часть домов лежит в руинах или несет на себе отпечаток обстрелов. Как бы то ни было, в среду ликующая толпа в 150 человек встречает кортеж российских военных и иностранных журналистов. На местных типично суннитская одежда: все женщины носят вуаль, а на головах лидеров — тюрбаны.
Российская бронетехника перекрывает улицы на случай атаки смертников. Несколько военных с закрытыми масками лицами занимают посты на крышах. Тем не менее, они следят не за предполагаемой угрозой с севера, а пестрой толпой из гражданских (по большей части это женщины и дети), солдат регулярной армии в камуфляжной форме, российских военных (их легко узнать по форме песочного цвета) и журналистов (на всех них бронежилеты по указанию Министерства обороны России).
Посреди главной улицы толпа приветствует иностранных гостей. Звучат лозунги в поддержку Асада. Российские военные начинают раздавать из грузовика гуманитарную помощь. Разместившийся на небольшом помосте военный врач проводит осмотр и раздает медикаменты. Под навесом севшие полукругом старейшины слушают речь российского военного об усилиях президента Сирии по восстановлению мира.
Затем группа из 15 человек со скрытыми платками лицами сдает оружие (автоматы Калашникова). Их представляют боевиками движений «Джабхат ан-Нусра» и «Ахрар аш-Шам», которых в Москве считают террористическими. Они подписывают документы об амнистии и спокойно уходят.
Показной энтузиазм
«Жители празднуют возвращение в деревню, — объясняет Игорь Конашенков. — Мы уже год ведем переговоры с их шейхом, который играет роль посредника между повстанцами и правительством». Генерал говорит, что деревня перешла под правительственный контроль всего две недели назад. По словам местных, прошло уже несколько месяцев.
Некоторые детали указывают, что вся эта церемония и ликующая толпа — всего лишь часть устроенного российской армией представления с целью показать положительные последствия присутствия в Сирии. «Покаявшиеся террористы» ведут себя слишком спокойно. Что касается самих «местных жителей», они говорят, что пришли сюда из окрестных деревень. После раздачи гуманитарной помощи толпа не разойдется по улицам, а направится к парковке, где стоит транспорт, который развезет людей по настоящим домам.
Деревня же была и до сих пор остается необитаемой. Показное доверие суннитов к режиму Асада выгодно Москве, однако поверить в него все еще сложно.