Прага — Действия национальных парламентов в Евросоюзе начинают местами напоминать поведение республиканских органов власти в СССР за пару лет до развала Союза. Европейский Союз, очевидно, проходит тест на прочность. Впрочем, пока нет оснований считать, что он его не выдержит, потому что недавние решения чешского и французского парламентов явно не будут иметь серьезного продолжения, а триумфальный путь Турции в ЕС пока что продолжится.
Нижняя палата чешского парламента проголосовала за проведение дебатов о возможности внесения в Конституцию поправок, позволяющих проведение референдума по выходу из ЕС из-за введения безвизового режима с Турцией и возможности ее принятия в Евросоюз. Взять пример с Великобритании, где такой плебисцит состоится 23 июня, непрочь оказалось 96 депутатов. Остальные в основном сделали вид, что их вообще нет. Несмотря на то, что в зале присутствовали 169 народных избранников, «против» высказались только 22.
Стоит отметить, что проект закона был внесен все теми же правыми популистами из самой маленькой в чешском парламенте фракции «Рассвет — Национальная коалиция», лидером которой долгое время был известный националист чешско-японского происхождения Томио Окамура. Этого политика регулярно обвиняют в лоббировании в Чехии интересов нынешних российских властей. Правда, сейчас Окамура рассорился со своими бывшими товарищами по партии и, как пишет чешская пресса, ищет пути сближения с президентом страны Милошем Земаном. Последний считается политическим партнером России и Китая, а либеральная оппозиция и вовсе обвиняет Земана в том, что его предвыборную кампанию финансировал, в частности, российский Лукойл. Национал-популистам очень ловко удалось протащить свой законопроект. Они внесли свое предложение провести дебаты по референдуму в режиме так называемого «окна оппозиции». В соответствии с новым регламентом нижней палаты чешского парламента, фракции, не входящие в правящую коалицию, могут в этом режиме беспрепятственно предлагать практически все что угодно. Впрочем, не стоит обманываться. Чтобы дебаты все же состоялись, эту идею должны были еще поддержать большинство депутатов.
И тут, конечно, можно говорить об отсутствии в правящей коалиции парламентской дисциплины, но, скорее, речь идет о тихом сговоре, ставящем своей целью показать Еврокомиссии и Евросоюзу в целом, что чешский политический истеблишмент не поддерживает идею безвизового режима с Турцией, а тем более — ее принятия в ЕС. Принять предложение популистов значило в этой ситуации чужими руками дать неофициальный сигнал в Брюссель, что Прагу категорически не устраивает миграционная политика ЕС. Ведь чехам не нравится и старая идея по распределению беженцев по квотам между странами без их на то согласия, и даже, напротив, со штрафами для тех государств, которые будут отказываться. Причем сделали это чешские депутаты практически одновременно с Еврокомиссией, которая как раз опубликовала 72 пункта, после выполнения которых турки должны получить безвизовый режим.
Все это очень напоминает совсем недавнюю историю голосования в нижней палате французского парламента. Там, напомним, 55 человек, то есть менее 10% от общего количества депутатов, сумели провести резолюцию с требованием отменить санкции против России, введенные за Крым и агрессивную политику в отношении Украины. Как и в Чехии, правящая партия (в случае с французами — социалисты) сделала вид, что ее вовсе нет на свете. Против резолюции голосовали всего 44 депутата, хотя народу в зале хватало, чтобы легко ее провалить. А ключевую роль, как и в Чехии, во Франции сыграли коммунисты.
Нет сомнений, что «евроскептические» дебаты чешских депутатов и французская резолюция — это не более чем символические жесты. Резолюция не носит даже рекомендательного характера — это просто заявление. Дебаты же по законопроекту фракции «Рассвета» точно ни к чему не приведут. Правящие социал-демократы уже пообещали, что никакого референдума по выходу Чехии из ЕС не будет. Тем не менее, тенденция налицо.
Союз евроскептиков и пророссийских групп в европейских парламентах использует особенности парламентских правил и, при попустительстве правящих партий, проталкивает скандальные решения. Причем такие, которые, в первую очередь, бьют по единству Европейского Союза.
Это явный признак того, что внутренний кризис в ЕС продолжается и даже набирает обороты. Пока еще речи нет о возможности выхода кого-то, кроме Великобритании, из Евросоюза. Но кто знает, как изменится ситуация в случае, если вступление Турции в ЕС станет реальностью. Разница позиций внутри Европейского Союза очень велика, и евробюрократия, пытающаяся турецкими руками решить миграционный кризис, вряд ли долго сможет игнорировать негативные настроения в странах-членах ЕС. Так что, скорее всего, ЕС ожидает новый раунд переговоров и по миграционному кризису, и по принятию Турции. И переговоры эти могут привести к возникновению пресловутой «Европы двух скоростей», когда часть государств, включая ту же Турцию, попытаются сделать как бы «Евросоюзом второго эшелона». При этом, правда, европейцы забывают о том, согласится ли на это Анкара, у которой сейчас достаточно сил и воли сказать Евросоюзу «нет».