Президент России Путин сделал два чрезвычайно важных за последние несколько месяцев шага во внутренней политике. Во-первых, Путин создал подчиняющуюся только ему силовую структуру численностью 400 тысяч человек, которую можно назвать «национальной гвардией». Во-вторых, он снова вернул во власть Алексея Кудрина, одного из самых уважаемых в стране экономистов, который ранее занимал пост министра финансов. В сентябре в России состоятся парламентские выборы, и Путин, разумеется, не желает повторения таких протестных акций, которые имели место во время выборов 2011 года.
В два предыдущих срока президентских полномочий политическая сила Путина поддерживалась чрезвычайно сильной структурой в экономике и существенным ростом уровня жизни. Конечно, дело президента упрощали растущие цены на нефть.
Но как только в период после 2012 года — во время третьего срока Путина — экономическая система, зависимая от высоких доходов от продажи нефти, ослабла, Путин стал более авторитарным. Его популярность стала опираться на военную мобилизацию и антизападную пропаганду. Агрессивный военный и напористый подход повлек за собой запреты со стороны Запада. А когда в это же время произошло падение цен на нефть, Россия столкнулась с сильнейшим за последние 20 лет спадом в экономике. При двухлетней рецессии российская экономика сегодня оказалась в самой сложной за последнее двадцатилетие фазе.
По данным МВФ, в 2016 году российская экономика переживет отрицательный рост (минус 1,8%), то есть сократится. В 2015 году сокращение составило 3,7%. Даже если рецессия закончится, Россия будет обречена на темпы роста не более 2%. Тем не менее, в 2000-2007 годы среднегодовые темпы роста составляли 7%. С другой стороны, стоимость рубля сегодня тоже упала в два раза. В 2015 году инфляция была на уровне 15%.
С учетом всех этих показателей можно констатировать, что впервые за все время пребывания Путина у власти реальные доходы российских граждан сократились на 10%. А это, кажется, заставляет Путина сделать поворот от милитаристского руководящего состава, на который он в последнее время опирался, в сторону прежней команды либералов.
В то же время Алексей Кудрин возвращается во власть только в качестве главы экономического совета при президенте. Его не назначают на более влиятельный пост министра или даже премьер-министра. Каким может быть его реальное влияние — пока неясно.
Тем временем Россия нуждается в проведении множества структурных реформ и принятии мер, которые позволят ей отойти от нефтезависимой экономики, обеспечить развитие бизнес-среды, рост инвестиций и производительности. Иными словами, нужно реформировать подходы и обеспечить большее уважение прав собственности, большую опору на принцип верховенства закона, независимость судебной системы. Но ближайшее окружение Путина может как не поддерживать начало таких изменений, так и рассматривать назначение Кудрина и возвращение к либеральным подходам в качестве опасности.
Если выборы в сентябре этого года будут плавно преодолены, Путин, возможно, снова вернется к инициативе — превратить Россию в крупную силу, и Кудрин сможет предпринять экономические шаги, которые должны быть сделаны при обретении реальной власти и, например, назначении на пост премьер-министра вместо Дмитрия Медведева. Если же после выборов Кудрина снова отодвинут в сторону, тогда подход Путина может утратить народную поддержку. Время покажет, что будет дальше!