В тесной комнатке с низким потолком почти ничего не видно. Вдалеке слышны звуки бомбежки, которые скоро сливаются в сплошной глухой гул. В одном углу висит красный флаг с изображением советского лидера Владимира Ленина. Флаг прибит к толстым деревянным балкам маленькими гвоздиками.
Простая лампа освещает четыре юных лица. Молодые солдаты столпились вокруг сумки цвета хаки и шепотом обмениваются инструкциями.
«Вот, я нашел карту!» — восклицает один из них и разворачивает карту в свете лампы.
Они не просто молоды, а очень юны. Им лет по десять. Один из мальчишек поправляет каску, которая ему велика и съезжает с головы, пока он перекапывает постель в поисках еще каких-нибудь документов. То, что дети сражались во Вторую мировую войну — печальный факт, но эти парни здесь не для того, чтобы жертвовать жизнью. Бомбардировка за окном — всего лишь звуковая запись, а по ту сторону зеленой двери с красной звездой ждут родители с телефонными камерами наготове.
«Было очень весело. Например, мы разгадывали коды, это было круто», — говорит позже Артем Бучников, которому сегодня исполняется десять лет. Ролевая игра была частью празднования его дня рождения.
«Битва за Москву» — пример развлечения, известного под названием квестов. Речь идет о своего рода ролевой игре или театре, когда специальная компания готовит сценарий, который, как она надеется, увлечет посетителей — главных героев сюжета.
Темы квестов могут быть любыми: от зомби-апокалипсиса до загадочных убийств и, как в данном случае, военной истории.
Фирма, подготовившая этот квест, называется IndieQuest. Она предлагает два разных сценария. В первом участники попадают в плен к северокорейским агентам: на одной из стен подвального помещения висят десятки фотографий улыбающихся посетителей на фоне флага КНДР. Выражения лиц некоторых участников разглядеть нельзя, так как у них на головах мешки из плотной ткани.
Второй сценарий более историчен и отсылает к битве за Москву в конце 1941 года. Войска фашистской Германии заставили тогда повернуть назад всего в нескольких километрах от советской столицы.
Персонал IndieQuest говорит, что оба квеста примерно одинаково популярны, но сейчас «Битва за Москву» имеет особое значение в связи с празднованием Дня Победы 9 мая. День Победы — один из важнейших праздников России. Каждый год его отмечают в память о капитуляции Германии в 1945 году.
При президенте Путине празднование 9 мая и других военных побед становится все более националистским. Прежде смысл был в том, чтобы почтить память павших, теперь праздник получил политическое измерение: российская военная мощь демонстрируется на весь мир. Многие аналитики замечают, что российское правительство все чаще обращается к общенациональным ценностям, чтобы завоевать поддержку народа во времена экономического кризиса. Прежде популярность Путина основывалась на экономическом росте.
Возможно, Артем с друзьями не считают, что приключение дало им новые знания, но цель таких квестов, по мнению устроителей, состоит именно в том, чтобы преподать молодому поколению урок истории России.
Возраст большинства участников — около 12 лет. Такие темы, как битва за Москву, полезны для молодого поколения, говорит Светлана Саречева. На ней зеленая военная форма, она с серьезным видом инструктирует участников, прежде чем они отправляются в комнату.
«Им дается возможность получить опыт, который останется с ними», — говорит она и продолжает. — «Может быть, он заставит их задуматься, даже когда они закончат играть».
Неизвестно, насколько представление исторически корректно, но сама компания IndieQuest с гордостью заявляет, что государственные учреждения всем рекомендуют эту игру за ее достоверность. Конечно, это, прежде всего, развлечение. Но в нем есть и скрытый смысл, уверена Светлана Саречева.
«Прошлое — это то, что пережили их дедушки и бабушки. Сегодня его не всегда хорошо помнят, так что поддерживать живую память — это хорошая идея», — говорит она.