Что касается истории, то весьма часто с той или иной заинтересованной стороны по отношению к оппонентам можно услышать призывы — «не переписывать ее страниц». Особенно часто подобное можно услышать в отношении событий и последствий Второй мировой войны или же той роли, которую играл СССР или его верховные представители в конкретный период. Целью работы Общества Gulag.cz, возглавляемого Штепаном Черноушеком, является именно сохранение неискаженной памяти о трагических периодах истории, о репрессивной системе, перемоловших судьбы огромного количества граждан — россиян, чехов, словаков, поляков, венгров…
Radio Praha: Каково ваше отношение к пробегам такого рода?
Штепан Черноушек: Я не очень бы хотел комментировать то, что происходило. Мне кажется, что любая попытка политизировать годовщину освобождения Праги и окончания 2-й мировой войны не слишком хорошая идея. Марш-пробег «Ночных волков» — это стремление придать событиям политический характер. Все это не слишком-то удачная попытка связать события военной поры с сегодняшней политической ситуацией. Я думаю, что необходимо хранить память о погибших во время войны, в дни праздников напоминать о происходившем, однако, не стоит пытаться в иные дни эти события связывать с другими людьми, являющиеся послами иного политического мировоззрения.
— Вы занимаетесь историей и стремитесь напоминать о конкретных событиях, имевших место в прошлом.
— Деятельность нашего общества заключается в том, что мы стараемся напоминать о советской репрессивной системе, жертвами которой стали миллионы, как жителей Советского Союза, так и других стран, в том числе и Чехословакии. Мы изучаем также тему советских репрессий, проводим поиски и документирование, касающееся брошенных лагерей ГУЛАГа в Сибири, которые там еще сохранились и не были превращены в музеи. Мы стремимся сделать эту информацию доступной для пользователей Интернета, для интересующихся этой тематикой людей. И мы также стараемся напоминать об истории чехов, чехословацких граждан, которые стали жертвами советских репрессий в Советском Союзе. Их было около 25 тысяч. Этот период истории не является широко известным. Мы стремимся напоминать о нем посредством новых технологий и новых просветительских методов.
— Именно с этим связаны два проекта, реализацию которых вы готовите в ближайшее время?
— В интернете на сайте www. gulag. cz мы уже разместили трехмерную модель лагеря ГУЛАГа. На нашей странице, благодаря сделанным нами панорамным фотографиям, можно ознакомиться с тем, как отдельные лагерные бараки выглядят сегодня. Буквально через месяц, 9 июня, мы откроем для доступа новую версию нашего виртуального on-line музея ГУЛАГа. Как в компьютерной игре, в новой версии музея можно будет посещать все объекты и лагерные помещения, там же будут размещены и воспоминания людей, которые лагерем прошли. На первом этапе, это будут рассказы чехословацких узников. Будет возможно в трехмерном варианте осмотреть отдельные предметы, найденные в этих заброшенных лагерях. На сайте все интересующиеся люди найдут подробную информацию о системе ГУЛАГ. На сайте будет размещена самая подробная информация на данную тему.
— Проект, который будет реализован, касается репрессий, имевших место на территории Чехии, Словакии, Польши, Венгрии.
— На втором этапе развития данного проекта, мы хотим расширить информацию о гражданах данных государств, которые сами стали жертвами советских репрессий. Будет добавлена специальная карта с изображением главных точек проведения репрессий в четырех названных государствах. Там, например, появятся обозначения тюрем НКВД, созданные в Праге сразу после освобождения в 1945 году. Тогда НКВД и СМЕРШ арестовывали чехословацких граждан и насильно увозили в Советский Союз. Этих людей потом расстреливали или отправляли в ГУЛАГ.
— Были подобные лагеря НКВД на территории сегодняшней Словакии?
— Там ситуация иная. Красная армия освобождала словацкую территорию раньше. Постепенно, по мере того, как она продвигалась в западном направлении, проводились аресты и отправка в СССР. Был, например, случай, когда словацких венгров вывозили из одной деревни сотнями. Из одного словацкого поселка вывезли порядка 150 арестованных венгров и немцев, проживавших в этом месте.
— А если вернуться в Прагу, лагерь НКВД находился непосредственно в городе?
— Мы знаем, что тюрьма НКВД была расположена в районе Стршешовице. В одном доме, который в 30-е годы принадлежал крупному чехословацкому предпринимателю еврейского происхождения, погибшему в концентрационном лагере, устроило тюрьму сначала Гестапо, а потом в 1945 году НКВД. СМЕРШ туда привозил арестованных чехословацких граждан русского и украинского происхождения, нашедших убежище в Чехословакии в период между двумя мировыми войнами. Их там допрашивали, пытали и потом увозили в Советский Союз.
Общество GULAG.CZ также планирует объединение базы данных о репрессиях, проводившихся на территории стран, входящих сегодня в Вышеградскую четверку.
«Это еще один наш проект, но в этом случае мы находимся только в самом начале пути. Ныне мы ведем переговоры с нашими партнерами из Польши, Венгрии, Словакии, и, в первую очередь, в России. Например, мы сотрудничаем с Мемориалом, располагающим большими базами данных, касающихся жертв репрессий. В этих списках большое количество чехословацких граждан и мест, связанных с репрессиями. Мы хотим создать поисковик, объединяющий базы данных — наши и иностранные. Сегодня они разрозненны», — заключает председатель Общества GULAG. CZ Штепан Черноушек.