Посольство Российской Федерации в Армении не опровергло широко распространенное в армянской прессе сообщение о том, что второй секретарь посольства девятого мая заявил, что пока Армения не признала Арцах (армянское самоназвание Карабаха — прим. ред.), ни одно российское оружие не может направиться в Арцах. Нельзя исключать, что посольство не спешит реагировать на эту информацию, так как не придает никакого значения армянскому общественному мнению и тому восприятию, которое может возникнуть в результате информации с такими серьезными подтекстами и широким пластом для комментариев. Но настолько же вероятно, что эта информация соответствует действительности, и посольство, с одной стороны не имеет оснований это опровергать, с другой стороны, пожелало неофициально, через вторых лиц посольства отправить армянскому обществу определенные месседжи.
Кажется, посольство подталкивает Армению признать НКР, представляя это, как условие для поставки оружия Армении и балансирования Азербайджана в сфере вооружений. В действительности, однако, в подтексте этого заявления лежит то, что Россия не может или не желает поставлять Армении военную технику, так как не уверена, что она не окажется в Нагорном Карабахе.
Важно не то, давала ли действительно Армении такие гарантии Лаврову, или таким заявлением министр иностранных дел РФ просто пытался оказать давление на Ереван, чтобы не позволить Армении пойти на этот шаг и не ставить Москву перед тяжелейшим дипломатическим выбором. Важно то, что перед Арменией с одной стороны четко ставится требование не признавать НКР, а с другой стороны условие, что только в случае признания, полученные или купленные у России вооружения и военная техника, могут быть предоставлены Арцаху. Другими словами, посольство России в Армении особым способом пытается объяснить, что Армения не получает вооружения, чтобы она не смогла применить их в карабахской войне, пока сохраняется такая «угроза».
Опасения России связаны в действительности с двумя факторами. Первое, предупреждение Еревана о том, что после признания НКР Армения заключит договор о военной взаимопомощи и пойдет на непосредственное военное противостояние с Азербайджаном ради обеспечения безопасности карабахцев. В Москве понимают, что в случае реализации этого, Армения, исходя из договора о военной взаимопомощи, возможно, потребует у России оказать поддержку в военных действиях против Азербайджана, что таит в себе перспективу вовлечения в военное противостояние нового уровня с Турцией. И для того, чтобы предотвратить этот шаг Армении, Россия с одной стороны ставит перед ней четкое требование о непризнании НКР, с другой стороны, требование не передавать Карабаху эту технику.
Второе, достигнутые с Азербайджаном определенные договоренности, которые проясняют ситуацию и причины того, почему российская сторона не спешит поставлять Армении те вооружения и военную технику, которые Армения приобрела недавно по кредитному договору на 200 миллионов долларов, ратифицированному Национальным Собранием Армении почти год назад.
В марте этого года, то есть буквально за несколько дней до апрельских военных действий, Россия непонятным образом официально опубликовала считающийся полностью секретным список вооружений, поставляемый Армении по этому договору. Тогда Азербайджан официально направил ноту протеста России, требуя конкретных гарантий того, что это оружие не окажется на «оккупированных территориях», то есть в Нагорном Карабахе. В ответ на это спикер МИД России Мария Захарова всего лишь заявила, что они сохраняют баланс сил между сторонами, и что Россия никогда не пойдет на шаги, которые, обратите внимание, повредят ее отношениям с Азербайджаном. Почти сразу после этого неожиданно в Баку отправился заместитель премьер-министра России Дмитрий Рогозин, якобы, чтобы обсудить с высшим руководством Азербайджана вопрос возвращения накопленных долгов за поставленную военную технику.
Седьмого апреля в Ереване премьер-министр Армении Овик Абрамян попросил своего российского коллегу, Дмитрия Медведева, оказать посредничество, чтобы соответствующие военно-промышленные российские предприятия ускорили поставку предусмотренного по кредитному договору военной техники. Стало очевидно, что российская сторона не желает выполнять свои обязательства по поставке военной техники, и что Рогозин ехал в Баку не для возврата долгов, а для того, чтобы успокоить уже планирующего против Карабаха агрессию Алиева, и уверить, что предусмотренная по этому договору военная техника еще не отправлена в Армению, следовательно, не может быть в Арцахе. Таким образом, Россия предоставила Баку желаемые гарантии того, что армянская сторона не обладает равносильной военной техникой, с помощью которой могла бы ответить военным силам Азербайджана при возможных военных действиях. То есть, Россия взяла за основу не «стратегические союзнические» отношения с Арменией, а требования, содержащиеся в ноте протеста Азербайджана.
И вот уже посольство России в Армении во второй раз заверяет Баку, что эта техника не только не в Арцахе, но и возможно не будет доставлена в Армению, пока Ереван не отказался от своих угроз прямой войны с Азербайджаном для защиты Арцаха. Это означает, что в действительности Москва требует от Еревана, чтобы он не вмешивался в возможные военные действия Азербайджана против НКР, по крайней мере, до того момента, пока Москва сама не посчитает необходимым позволить это Еревану. По другому, это называется военным шантажом.
Но в Москве не учли, что это бессмысленный шантаж, потому что и в Армении, и в НКР воспринимают это не только как карабахский вопрос, но как борьбу за выживание, в прямом смысле этого слова. Значит, чем интенсивнее применяется этот шантаж, тем больше ускоряется процесс потери Армении для России во всех смыслах.