Прекрасная безмятежность! После всех приключений «Лада» по кличке Реета наконец выехала 9 мая на автодорогу, пересекающую Сибирь.
Широкий автобан, длинные прямые дороги, нет ужасных ям. Автодорога похожа на трассу до города Ивало.
Ну, да, между, например, Тюменью и Омском был отрезок дороги, на котором было довольно много ям, но весной ребята, кладущие асфальт, успели начать ремонтные работы и здесь. Правда, в конце каждого неровного отрезка всегда находилась одна последняя яма, которую дорожным работникам было просто жалко выравнивать.
Однако, в целом, сибирская автодорога производит ошеломляющее впечатление. Большие реки весной разливаются, а вся местность лежит в низине. Во многих местах реки превратились в озера шириной в десятки километров, из которых торчат деревья и электрические столбы.
В таких местах автодорога проходит по насыпям высотой в несколько метров, которые в основном находятся в отличном состоянии. Откуда же здесь появились прямые дороги и щебень? Нигде не видно ни скал, ни и гравийных карьеров.
В восточной части Омска на последней кольцевой развязке навигатор Илья был весьма поэтичен: «Второй поворот направо, продолжайте ехать 500 километров».
Он еще и обращается ко мне на «Вы»! Самые длинные прямые дороги продолжались всего десять километров. Здесь часто начинается ралли грузовиков, но и автомобильные очереди посреди тайги тоже пропадают в какой-то бесконечности.
Наш (финский) способ заправки заканчивается в России вскоре после того, как Санкт-Петербург остается в зеркале заднего вида. Я имею в виду тот способ, когда сначала заправляешься, а потом оплачиваешь. Большая часть России в этом плане все еще советская: подъезжаешь к заправке, вставляешь «пистолет» в бак и идешь заранее оплачивать то, что хочешь в него залить.
Количество литров надо заранее рассчитать, и если запасные канистры заполнены, то не стоит ошибаться. Итак, я решил проехать из Омска в Новосибирск, воспользовавшись тактикой двух заправок. Еще до того, как загорелась лампочка, предупреждающая о критическом уровне топлива, я свернул на заправочную станцию, хотя это не была станция, на которой я мог бы воспользоваться картой постоянного покупателя.
На самом деле, я никогда не слышал о названии такой бензозаправки. На ней не было машин, и казалось, что она открылась только позавчера. Цена бензина была удивительно высокая, а чек даже не предложили.
Уже на этом этапе у каждого местного жителя в голове прозвенел бы тревожный звоночек. Я же залил в бак 20 литров и продолжил путь. Через несколько десятков километров «Лада»-Реета дернулась.
И дернулась во второй, а потом и в третий раз.
До Новосибирска было еще больше 300 километров. Вокруг виднелись бесконечные топкие болота, из которых торчали тонкие березки. В первую очередь я помолился о том, чтобы проблема «Лады» была в топливной системе, а не в поломке системы зажигания. Здесь не найти автоэлектрика, новую катушку или коробку зажигания.
Потом я начал молиться о том, чтобы проблема была в топливе. Вдруг там, например, вода? Толчки только усиливались, и я поехал вслед за грузовиком со скоростью 80 километров в час. Вот бы где-нибудь нашелся денатурат, который можно было бы добавить в бензин.
За 200 километров до Новосибирска я остановился на стоянке грузовиков, где был какой-то магазин автозапчастей, и пошел узнавать, можно ли достать спирт для бензина, поскольку в нем может быть вода.
«Вам нужен спирт?— недоверчиво спросила продавщица. — У нас его, к сожалению, нет».
Только на улице я понял, что был вечер Дня Победы, и розничная продажа алкоголя была запрещена. Или создалось неправильное впечатление о том, кому нужен этот денатурат?
Но после того, как я завел автомобиль, Реета дернулась всего один раз. Похоже, тот мусор, который мне продали на бензозаправке, остался в фильтре или даже успел вылететь из автомобиля, и мой путь продолжился как и раньше. Что бы сказала на это топливо новая экспортная машина? Скорее всего, взорвалась бы.
Урок для потребителя: покупайте бензин в России только на станциях крупных и известных сетей.
Второй раз надо было заправиться еще до Новосибирска. Стрелка уровня топлива уже подходила к 0,5, и заправка бака была необходима.
Но вот в вечерних сумерках показалась вывеска автозаправочной станции.
«Газпром нефть»! Спасибо, Господи, за чистый бензин от Путина!