Знаковые фигуры латиноамериканского левого движения падают одна за другой как домино. Следует поговорить о левых, так как политические проекты, лежащие в основе чавизма, киршнеризма, бразильской Партии трудящихся, популярности Эво Моралеса, различны. Но очевидно, что по так называемым прогрессивным движениям Латинской Америки, которые доминировали на политической арене этого региона в течение последних десяти лет, сейчас звучит похоронный звон.
Чавизм, который повел Венесуэлу по пути гиперинфляции, сходной с той, что недавно наблюдалась в Зимбабве, на фоне высочайшего уровня преступности потерпел крах на последних парламентских выборах. Киршнеризм был вытеснен из резиденции президента Аргентины. Желание боливийского лидера Эво Моралеса остаться у власти наткнулось на твердое «нет». Даже чистейшая репутация чилийского президента Мишель Бачелет покрылась пятнами из-за махинаций ее сына. Политический проект, реализация которого была начата харизматичным лидером Бразилии Лулой да Силвой и продолжена Дилмой Русеф, который в свое время вызывал восхищение всей планеты, тоже потерпел поражение: страна поняла, что постепенно погружается в рецессию и коррупционное болото, и на волне ветра перемен, дующего в Латинской Америке, президенту был объявлен импичмент.
Что же послужило толчком этой «гибели богов» («Götterdämmerung», четвертая и последняя опера из цикла «Кольцо нибелунга» Рихарда Вагнера)? По сути, каждый случай имеет свои предпосылки, но можно проследить и ряд общих тенденций.
С другой стороны, долгое пребывание во власти вредно, так как в этом случае опухоль коррупции начинает разрастаться даже в очагах с самыми прочными демократическими установками.
Во многих странах региона началось настоящее уголовное преследование этого рака, иногда чрезвычайно агрессивное. Неужели так необходимо было вызывать экс-президента Бразилии Луиса Инасиу Лулу да Силву для дачи показаний? Эта тенденция, которая, наверное, обрадовала бы Монтескье, быстро превращается из блага во зло, когда судебная система начинает использоваться для политической борьбы.
Баланс сил свидетельствует о системных рисках, с которыми сталкивается Латинская Америка в момент колоссальных перемен в региональной политике. Практически все необходимые опоры здоровой демократии подвергаются серьезным испытаниям. Будем надеяться, что гражданское общество, которое становится все более и более зрелым, сможет направить эти политические изменения на рельсы упорядоченной передачи власти демократическим путем.
И это будет происходить с продолжением разумного политического курса, со смиренным признанием поражений, с победами, не вызывающими реваншистских настроений, которые обычно приводят лишь к политическим конфликтам и экономическим кризисам. Перефразируя известный вызов, который бросил Данте собственному интеллекту, начав работу над «Божественной комедией», можно сказать следующее: Латинская Америка, «qui si parrà la tua nobilitate» (здесь проявится твой благородный разум). Здесь проявится твоя способность решить задачу, которая кажется чрезвычайно сложной. Удачи!