Юрий Луценко собирается плотно заниматься делами против представителей бывшей власти.
Вчера Украина получила нового Генерального прокурора, которым стал Юрий Луценко.
Для назначения Луценко на этот пост пришлось даже изменить законодательство.
Власти оперативно удалось провести все процедуры и не заметить возмущения оппонентов по поводу нарушения законов и регламентов.
Новый Генпрокурор обещает, что никому не будет мстить, а президент верит в то, что Луценко удастся вернуть доверие населения к органам прокуратуры.
Корреспондент.net собрал обещания нового Генпрокурора.
Закон под Луценко
Утро четверга народные депутаты начали с принятия специального закона, который открыл дорогу Юрию Луценко к посту Генерального прокурора.
Еще во вторник Рада отменила похожий закон, но это не помешало парламенту в четверг вновь голосовать за проект на такую же тему.
Законом вводится спецконфискация, вокруг которой в Украине разразилось уже немало скандалов.
Спецрасследования позволяют проводить по делам против коррупционеров и в производствах с преступлениями государства и национальной безопасности (захват власти, война, шпионаж, терроризм, финансирование терроризма, препятствие ВСУ и т.п.).
При этом прокурор должен предоставить исчерпывающие фактические данные о том, что подозреваемый более полугода скрывается от следствия за границей или на временно оккупированной территории.
В системе ГПУ прописывается отдельное подразделение Генеральная инспекция, которая занимается внутренними расследованиями против прокуроров. Создание именно такого органа долгое время добивался Давид Сакварелидзе до своего увольнения.
Законом предусмотрено, что генпрокурором может стать человек, который «имеет высшее образование и стаж работы в области права или опыт работы в законодательном и / или правоохранительном органе не менее пяти лет». Ранее генпрокурор должен обязательно быть дипломированным юристом и работать в прокуратуре не менее 10 лет.
Кроме того, норма о прокурорском стаж убирается не только для главы ГПУ. «Законом Луценко» предусмотрено, что без стажа работы в прокуратуре могут быть назначены также прокуроры Генпрокуратуры и руководители региональных прокуратур.
Все полномочия Совета прокуроров и Дисциплинарной комиссии, включая возможность инициировать отставку генпрокурора отменяются, их введение переносится еще на год — до 15 апреля 2017 года.
Выход президента
Петр Порошенко пришел лично представлять нового Генпрокурора в Верховную Раду.
Первый раз президент выступал при толкотне под трибуной и под крики «Ганьба».
«Я уверен в том, что Юрий Витальевич Луценко имеет больше морального права занять этот пост», — сказал президент, напомнив, что Луценко никогда не отказывался от своих убеждений, в том числе во время заключения в тюрьме.
При этом, президент забыл упомянуть о том, что пока Луценко сидел в тюрьме, сам Порошенко работал министром экономики в правительстве Николая Азарова.
«Он честно плечом к плечу со мной и со многими из вас был рядом на Майдане и нам сейчас в Генпрокуратуре нужен тяжеловес, который не будет руководствоваться местью, который не будет руководствоваться желанием расправы с кем-то. Это будет тот генпрокурор, который будет исходить исключительно из чувства справедливости и именно справедливость будет тем, что нужно вернуть украинскому народу», — подчеркнул Порошенко.
Вместе с тем, народные депутаты от фракции «Самопомич», а также некоторые парламентарии от фракции «Блока Петра Порошенко» во время выступления президента Украины в парламенте развернули перед ним плакаты с надписями: «Не посадили ни одного Вашего друга. Однако уже третьего назначаете генеральным прокурором».
Обещания Луценко
Главные тезисы их программных обещаний нового Генпрокурора:
Тем, кто рассказывает о необходимости юридического образования для генерального прокурора, хочу напомнить: дорогая моя Юлия Владимировна, нас с вами посадили профессионалы с юридическим образованием.
У меня дома на рабочем столе, и если выберете — в Генпрокуратуре — стоит и всегда будет стоять алюминиевая кружка, с которой я просидел в 157 камере Лукьяновского СИЗО, а затем — в Менской исправительной колонии, как напоминание о том, что беспредел и политические заказы невозможны в новой Украине.
Я иду в Генеральную прокуратуру, чтобы, благодаря принятому закону, завести новых людей с юридическим образованием, которые никогда там не были. Верю, что только так можно изменить генеральный могильник на настоящего адвоката государства и людей.
У меня нет никакой личной мести. Я знаю о книге Ли Куан Ю — уже полтора десятка лет, но у меня несколько другая философия: нужно так выбирать друзей, чтобы их не надо было сажать в тюрьму.
Даю слово, что ни один депутат, бизнесмен, партийный руководитель не будет присутствовать на совещаниях в прокуратуре.
За эти дни со мной искали встречи очень многие политики. Я вынужден был встречаться с депутатами фракций и групп. Могу откровенно, глядя в глаза сказать: я никому не дал никаких обязательств. Президент Украины не давал мне также никаких списков на посадки, на назначение, на снятие, на награждение, на что угодно.
Я сразу сказал, что рассматриваю работу в Генпрокуратуре на срок полтора года. Я ни в душе, ни по жизни не прокурор. Я понимаю, что там надо сделать, но не хотел бы задерживаться.