Москва — Находясь на периферии власти, Элла Памфилова в течение нескольких десятилетий боролась с различными проблемами. Став первой женщиной-кандидатом в президенты, она была соперницей Владимира Путина на выборах 2000 года, набрав всего 1% голосов избирателей. Став уполномоченным по правам человека, она пыталась найти компромисс между измученными адвокатами и консервативными чиновниками.
Однако теперь, когда она стала новым председателем Центральной избирательной комиссии, она столкнется с гораздо более сложной задачей: ей предстоит сделать так, чтобы парламентские выборы, которые должны пройти осенью этого года, стали свободными и честными.
Ставки очень высоки. Прошлые парламентские выборы в России, состоявшиеся в 2011 году, превратились в фарс, а распространившиеся в социальных сетях видеозаписи вбросов бюллетеней и обвинения в массовых фальсификациях результатов голосования спровоцировали самые масштабные продемократические и антипутинские демонстрации за последние несколько десятилетий.
В своем интервью Памфилова отметила, что сейчас ситуация изменилась, потому что Путин потребовал провести честные выборы. И, по ее словам, ее назначение на должность главы ЦИК является тому доказательством.
Не все готовы принять эту логику. Скептики назвали ее назначение «ребрендингом» — попыткой Кремля сохранить власть над избирательной системой и одновременно реабилитировать ее предшественника, Владимира Чурова. Его называли «волшебником» за его седую бороду и сверхъестественную способность предсказывать результаты выборов.
«Цель заключается не в том, чтобы провести честные выборы как таковые, а в том, чтобы избежать протестов против их результатов», — отметила Екатерина Шульман, политолог и доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Памфилова отвергает подобную критику.
В преддверии парламентских выборов она разработала стратегию, включающую в себя предупредительные меры и планы действий в особых ситуациях, когда нужно предотвратить фальсификацию результатов — и в тех случаях, когда полномочий ЦИК будет недостаточно, она готова проявить силу воли.
«Пусть боятся Памфиловой», — сказала она с некоторым удовольствием, описывая то, как ей недавно удалось разрешить трудовой конфликт с сотрудниками избирательных органов в Рыбинске. По ее мнению, главные злодеи — это чиновники местного и регионального уровня, которые хотят сфальсифицировать результаты выборов, а вовсе не Кремль.
Бывшие коллеги Памфиловой характеризуют ее как серьезного и откровенного защитника жертв притеснений, а также как расчетливого политика и убежденного сторонника постепенных реформ изнутри. Она никогда не обращалась к Западу с просьбой повлиять на Россию в вопросах проведения выборов и защиты прав человека.
Таня Локшина, глава московского бюро Human Rights Watch и давняя коллега Памфиловой, сказала, что она верит в намерения Памфиловой, но сомневается в ее способности оказать реальное воздействие.
«Возможно, как и в прежние времена, ей удастся добиться небольших побед, добиться результатов там, где она может это сделать, — сказала Локшина, имея в виду должность председателя кремлевского Совета по правам человека, которую Памфилова занимала с 2002 года. — Однако она обречена на неудачу в вопросе проведения честных и свободных выборов в России — по крайней мере, в этот раз. Но это не из-за недостатка рвения».
Что касается выборов 2011 года, Памфилова заняла среднюю позицию. В момент проведения тех выборов Памфилова находилась в Вашингтоне, поэтому она не может с уверенностью утверждать, носила ли фальсификация результатов выборов массовый характер. Однако она утверждает, что народные протесты, ставшие результатом нарушений, были «оправданными» — лишь немногие российские чиновники готовы это признать.
С 2012 года протестное движение в России постепенно сошло на нет в результате наступления властей на оппозицию, разногласий между оппонентами Путина, а также после аннексии Крыма, которая расколола оппозиционное движение и привела к стремительному росту рейтингов Кремля.
В нынешних условиях, по словам Памфиловой, правительству не нужно задабривать либералов и членов оппозиции.
«Какой смысл властям угождать им?— ответила она на вопрос о возможных политических мотивах ее назначения. — Их осталось так мало, они исчезают».
Она высказала критику в адрес тех, кого она назвала «радикальной оппозицией», потому что они не смогли наладить отношения с основной массой российского электората и стремятся демонизировать тех, кто, как и она сама, время от времени становится на сторону правительства. В то же время она пообещала открыть им доступ к выборам.
«С моей точки зрения, чем богаче политический спектр страны, тем лучше, — сказала она. — Именно поэтому я считаю, что моя задача — обеспечить доступ к выборам для всех партий».
Между тем, регулярные нападки на представителей оппозиции продолжились, и одной из кульминационных точек стало убийство бывшего вице-премьера Бориса Немцова, произошедшее в непосредственной близости от стен Кремля. В тот день, когда Памфилова встретилась с репортером, оппозиционный активист Алексей Навальный и Людмила Улицкая, писательница, известная своими оппозиционными взглядами, подверглись нападениям на улицах Москвы, в ходе которых националисты облили их неким химическим веществом.
Такое давление привело к смятению в рядах оппозиции. В апреле российский государственный телеканал показал видеоматериал с участием оппозиционного лидера Михаила Касьянова, что привело к массовому исходу из его оппозиционной коалиции, которая должна была принять участие в выборах.
Теперь, когда сентябрьские парламентские выборы приближаются, Навальный заявил, что члены его партии собираются «испытать» Памфилову. Первое столкновение произошло недалеко от Москвы, в Барвихе, где активисты открыто выступили против того, что нерезидентов привозили туда на автобусах для участия в выборах в муниципалитет. Памфилова приостановила голосование.
«У Эллы Памфиловой хватило пока политической воли на то, чтобы нечестные выборы отменить, — сказал Навальный в своем интервью радиостанции “Эхо Москвы”. — Посмотрим, хватит ли воли для того, чтобы провести честные выборы».
Памфилова была правительственным министром и депутатом в период правления Бориса Ельцина в 1990-е годы, а затем она занимала различные должности в качестве контактного лица по связи с правительством в вопросах защиты прав человека. Она охарактеризовала свои отношения с Путиным как «довольно сложные», однако он неоднократно выдвигал ее кандидатуру на различные должности в сфере защиты прав, а в марте он предложил ей занять пост главы ЦИК.
Она неоднократно уходила в отставку в знак протеста — сначала с поста министра по социальным вопросам при Ельцине, а затем, в 2010 году, с поста председателя Комиссии по правам человека.
«Если я увижу, что моя работа начинает противоречить моим личным принципам, и если я пойму, что она неэффективна, я не буду держаться за свою должность», — подытожила она.