Le Figaro: В воскресенье христиане отмечают День Святой Троицы. Какой смысл приобретает в дехристианизированной Европе праздник, суть которого заключается в распространении благой вести о воскрешении Иисуса?
Самюэль Прюво (Samuel Pruvot): Нести весть о воскрешении Христа в мире, который ничего об этом не знает, — именно таков смысл Троицы. Иначе говоря, католическая церковь без Святого духа — это примерно как клуб «ПСЖ» без Златана Ибрагимовича! В Иерусалиме через 50 дней после вынесения приговора Иисусу о его имени почти забыли. Одна новость сменяла другую, как на наших телеканалах. Его похоронили в буквальном и переносном смысле. Однако одно мистическое событие кардинально изменило ситуацию. Бог одарил исполненных веры людей. Горстка людей во главе с первым папой начала с небывалой силой молиться о воскрешении Христа. Как гласят «Деяния святых апостолов», проповедников понимали все жители Иерусалима: парфяне, мидяне, эламиты и т.д. В сравнении с чудом «глоссолалии» (способность говорить на иностранном языке без его изучения) переводчик Google выглядит весьма архаичным. Христианство создано, чтобы распространяться как огонь.
— А как насчет современной Европы?
— Перед церковью стоит прежняя задача. Речь идет о распространении благой вести по миру, который придерживается иной логики. Нашему континенту
— Отражает ли этот праздник общественные обязательства церкви?
— Троица — это синоним выхода. Движимые Святым духом первые христиане несли слово Христа во враждебном мире. Папа Франциск предлагает нам придерживаться того же пути. «Церковь — это сообщество последователей-миссионеров (…), она умеет продвигаться вперед, без страха брать на себя инициативу, идти навстречу, искать тех, кто вдали, и вставать на перепутье, чтобы помочь тем, кто оказался в изоляции. Давайте не бояться брать на себя больше инициативы!» (Evangelii gaudium 24). Как бы то ни было, главный образ действий церкви в мире — это подчеркивание существования иного мира. Карл Маркс хотел заставить поверить, что думать о небесном — значит смириться с земной несправедливостью. Однако нужно признать, что многими из тех, кто свершил великие деяния в общественном плане, двигали мысли о небе. Храм Божий был создан, чтобы помочь справиться с бедами во имя будущего царства. В нашей истории есть множество таких примеров: от Святой Женевьевы до аббата Петра и блаженного Озанама. Именно вера христиан в небо, делает земную несправедливость неприемлемой.
— Какое значение приобретает праздничный понедельник на фоне нынешних споров по поводу работы в воскресенье?
— Французы действительно хотят сделать воскресенье обычным днем? Обнародованный профсоюзами опрос свидетельствует об обратном. Так ли уж нужно открывать магазины вечером и в выходные? 93% опрошенных считают, что у них есть другие приоритеты, например, работа госслужб! Что даст нам отход от векового религиозного календаря, на основании которого до сих пор выстраиваются выходные дни? Победившее в Государственном совете решение не является религиозным (понедельник Троицы не считается литургическим праздником). Троица — это время крупных собраний — как религиозных, так и мирских. Тысячи паломников отправляются из Парижа в Шартр, в то время как тысячи активистов «Рабочей борьбы» собираются в Пресле. В Ниме проходит знаменитый фестиваль. Другими словами, Святой дух идет во всех направлениях. Франции необходимо объединиться. Спортсмены, байкеры, профсоюзные деятели и рестораторы — все они прекрасно это понимают и не могут упустить такую возможность. Задача католиков в том, чтобы вернуть Троице ее изначальный дух.