Российские власти высказывают опасения в связи с открытием базы противоракетной обороны в Редзиково, а это, в свою очередь, вызывает обеспокоенность у части жителей региона, в котором расположится гарнизон. Однако заявления Москвы выстроены на заведомо ложной информации, а сам объект будет способствовать повышению уровня безопасности в Польше.
Чего опасаются россияне?
Система противоракетной обороны в Европе будет состоять из трех элементов: радара системы раннего предупреждения в Турции, ракетных установок (с радаром и системой управления огнем) в румынском Девеселу и аналогичного комплекса, строительство которого началось в польском Редзиково. Это сеть объектов, которая ориентирована на ракеты, летящие с Ближнего Востока, в первую очередь из Ирана.
Между тем россияне утверждают, что она нарушает равновесие в регионе и представляет для них угрозу. По их мнению, противоракеты из Польши и Румынии смогут перехватывать межконтинентальные ракеты, запущенные с их территории в направлении США и Европы. В Москве говорят даже о нарушении международных договоров (радиус действии ракет SM-3 Block IB — 700 км) и начале новой холодной войны.
Эти протесты — типичный пропагандистский шаг, который призван отвлечь внимание от случаев нарушения договоров российской стороной. В первую очередь это касается Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, который налагает запрет на развертывание ракет наземного базирования средней и малой дальности (от 500 до 5500 км). Россия нарушила договор уже тогда, когда разместила на комплексах «Искандер» ракеты «Калибр» с дальностью до 2000 км. США продолжают соблюдать договор, поскольку у американцев вообще нет аналогичной системы наземного базирования.
Россияне говорят, что установки в Румынии и Польше могут использоваться для уничтожения их баллистических ракет, однако представители НАТО указывают, что они не способны перехватывать стратегические (межконтинентальные) ракеты. Кроме того количество ракет ограничено. В Румынии будет максимум 24 противоракеты SM-3 Block IB: такое количество (вне зависимости от типа) не может остановить массированной ядерной атаки. Такая «опасность» не исходит также от Польши, поскольку и здесь речь пока идет о размещении вертикальной пусковой установки для 24 противоракет SM-3 Block IB и Block IIA.
Ни у Румынии, ни у Польши нет собственных систем с такими возможностями, и в обозримом будущем они не планируют их покупать. Напомню также, что в рамках программы «Висла» Варшава только собирается приобрести противоракетную батарею с радиусом действия до 100 км. Между тем Россия без ограничений вводит в действие зенитные ракетные комплексы С-400 «Триумф» с дальностью действия до 400 км (около 250 км с более старыми модификациями ракет), и планирует уже в этом году внедрить дивизионы комплексов С-500, оснащенные противоракетами с радиусом поражения, превышающим 600 км. Скорее всего, они появятся в Калининградской области.
Ракеты SM-3 Block IB и Block IIA не предназначены для поражения аэродинамических целей (крылатые ракеты или самолеты), как и система Aegis Ashore. Для того чтобы «противоракетный щит» смог перехватывать такие объекты, понадобилось бы модифицировать системы управления огнем и использовать, например, ракеты Standard SM-6, которые в данный момент в этой системе не применяются. В отличие от, например, российских комплексов С-400, Aegis Ashore не является мобильной системой и не может атаковать воздушные цели внезапно. Для сравнения, эсминцы класса «Арли Бёрк» (Arleigh Burke), которые сейчас базируются на военно-морской базе Рота в Испании, могут использовать как противоракетные, так и противобаллистические ракеты, а также ракеты «Томагавк» «вода—земля». Это мобильные противоракетные установки, которые могут действовать как в рамках системы, так и по отдельности, что дает им возможность атаковать наземные цели, отражать атаки с использованием самолетов и сбивать баллистические ракеты.
В настоящий момент базы в Румынии и Редзиково не обладают способностью перехватывать аэродинамические цели. Однако Пентагон получил от Конгресса рекомендации по обеспечению противовоздушной защиты этих объектов, заложенные в бюджете на 2016 год. Пока, однако, неизвестно, когда и как будут реализованы пожелания парламентариев, поскольку речь может идти как о модификации самой системы Aegis Ashore, так и о размещении других зенитно-ракетных комплексов, принадлежащих вооруженным силам США или других стран НАТО.
Решения в этой сфере, возможно, будет принимать уже новая администрация. Стремление обеспечить противовоздушную защиту для противоракетных баз, по всей видимости, связано с ростом напряженности на линии США — Россия на фоне украинского кризиса. Следующие рекомендации содержатся в проекте бюджета на 2017 год, который обсуждается в Конгрессе, но он еще не утвержден и тем более не подписан президентом.
Чего могут опасаться жители окрестностей Редзиково?
Противники создания базы противоракетной обороны в Редзиково стараются напугать местных жителей тем, что они автоматически станут целью номер один в случае гипотетического конфликта. Однако в случае «локального» и ассиметричного конфликта россияне будут, скорее, обходить район Редзиково стороной, стараясь не подавать повод для незамедлительной реакции американцев. По крайне мере до того момента, пока не будет принято решение о подключении американцев к военным действиям или о прямой атаке на объекты США (что повлечет за собой решительный ответ вооруженных сил этого государства).
Гораздо более вероятным представляется сценарий, при котором Москва постарается внести раскол в ряды НАТО, чтобы Альянс не стал реагировать на агрессию против польской территории. В таком случае присутствие базы армии США естественным образом осложнят российские действия, а это хорошо для безопасности нашей страны. Дополнительным плюсом может также потенциально стать передача информации с системы радаров польской противовоздушной обороне, если такой вариант внедрят.
Россияне утверждают, что потенциальная возможность размещения в Редзиково крылатых ракет свидетельствует о том, что США нарушают Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Однако американские объекты не обладают такими возможностями, поэтому в действиях Москвы, как было сказано выше, можно усматривать попытку затушевать развитие собственного ракетного потенциала, запрещенного договором. В Редзиково появятся вертикальные пусковые установки, похожие на те, что используются на американских военных кораблях. Надводные корабли класса «Тикондерога» (Ticonderoga) и «Арли Бёрк» приспособлены для размещения пусковой установки крылатых ракет, тогда как система Aegis Ashore способна поражать только баллистические цели (ее адаптация для целей ПВО потребовала бы модификаций) и не может использовать ракеты «Томагавк».
Плюсы или финансовые сложности?
В дискуссии о строительстве базы появляется тема, касающаяся ограничений и выгод для местных жителей, а также органов самоуправления. Первые будут касаться запрета на возведение построек выше 10 метров в радиусе 1,5 километров от базы, и выше 50 метров в радиусе 4 километров (там также нельзя будет ставить ветряные электростанции). Кроме того для строительства новых зданий площадью более 6000 квадратных метров в радиусе 35 километров от Редзиково нужно будет получать разрешение военного руководства.
Выгоду, в свою очередь, может принести присутствие польского гарнизона, занимающегося охраной базы, и американцев, которые будут пользоваться магазинами, ресторанами, культурными учреждениями и другими услугами, которые оказывают местные предприниматели.
Самым большим плюсом «противоракетного щита» станет, однако, доказательство того, что поляки хотят принимать участи в создании системы европейской безопасности и делают это.