Комментируя мировую экономику, министр финансов Германии Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schäuble) в интервью нашей газете заявил, что он не согласен с пессимистичными взглядами на ее состояние. По его словам, экономика развитых стран пребывает в хорошем состоянии. Сейчас не стоит предпринимать радикальных шагов в сфере финансовой политики. Министр Шойбле является одной из ключевых фигур администрации Ангелы Меркель. Он обладает серьезным влиянием на макроэкономическую политику Европы. Все говорит о том, что от Германии и других европейских стран будет непросто добиться дополнительного налогово-бюджетного стимулирования.
«Необходимо заботиться о том, чтобы не поднимать шум вокруг кризиса. Я не согласен с пессимистичными взглядами».
Германия не считает, что мировая экономика находится в опасной ситуации. Еврозона восстанавливается медленными темпами, однако уровень безработицы снижается. Европа разделяет представления г-на Шойбле о том, что экономика развитых стран находится в хорошем состоянии. Этим она отличается от Японии, которая обеспокоена экономическими перспективами.
«Прежде всего необходимо следить за геополитическими рисками», — отмечает Вольфганг Шойбле. Некоторые факторы могут привести к европейскому экономическому спаду: миграционный кризис, мирный процесс в Сирии, выход Великобритании из ЕС. Финансовая стратегия Германии заключается в том, чтобы сохранить силы для непредвиденных ситуаций.
«Стимулирование экономики при помощи кредитов — это то же самое, что пытаться согреться, сжигая солому». Солома разгорается быстро, но сгорает моментально. Эффект от налогово-бюджетного стимулирования будет краткосрочным.
Если в Германии, где особое значение придают надежным мерам, закатить пир горой, рейтинг власти упадет. В 2017 году в Германии пройдут парламентские выборы. Если сохранить профицит бюджета, это станет результатом грамотной политики правящей партии. Не так-то просто махнуть на это рукой.
Между Германией и Японией, которая возглавит саммит G7, существуют серьезные разногласия. Страны даже не начали корректировать свою политику. Большинство японских экспертов полагает, что Германию будет непросто убедить в том, чтобы пойти на налогово-бюджетное стимулирование.
Между тем, Германия также поддерживает финансовую экспансию — в том случае, если она не навредит бюджетной дисциплине. «Мы пытаемся выработать основное направление нашей политики», — говорит г-н Шойбле. В связи с этим велика вероятность, что в ходе саммита страны G7 продемонстрируют сплоченность, сделав обнадеживающее совместное заявление.
«Необходимо снизить процент непогашенных долгов по отношению к ВВП. Это необходимо для того, чтобы покрыть старение общества за счет финансов».
Снижение непогашенных долгов необходимо Германии, которая достигла профицита бюджета, для достижения следующей цели: вернуть прошлые долги, пока, после того, как Европейский центральный банк снял денежные ограничениия, снизились процентные расходы по государственному долгу. По мнению г-на Шойбле, это необходимо для того, чтобы повысить выносливость страны.
Германии следует не накапливать положительное сальдо, а использовать его… Такое мнение распространено среди европейских экспертов. Тем не менее Еврозона может пошатнуться, если она лишится финансовой опоры в лице Германии. Если ослабнет Германия, обессилит вся Европа. Подобная самоуверенность читалась в словах г-на Шойбле.