Выходные в Монте-Карло, полеты на вертолете, праздники, завершающиеся фейерверком, роскошная вилла на Майорке рядом с собственным отелем… Так жил гражданин России Александр Романов вместе с членами своей семьи в Испании до своего ареста в декабре 2013 года. По этому делу проходит также юридическая фирма и финансовый консультант, который помогал Романову уходить от уплаты налогов и взносов на социальное страхование в Испании.
Прокуратура по делам о коррупции обвиняет российского предпринимателя, его супругу и ее родителей в ввозе в Испанию для отмывания более 14 миллионов евро, принадлежащих московской организованной преступной группировке (ОПГ) «Таганская», и требует приговорить его к 17 годам тюремного заключения и штрафу в размере около 40 миллионов евро.
Суд Пальма-де-Майорки возобновил рассмотрение дела против Романова и еще одиннадцати обвиняемых, которым грозит 76 лет тюрьмы и 165 миллионов евро штрафа. На первом заседании адвокат российского предпринимателя Кристобаль Мартель (Cristóbal Martell) подверг резкой критике следственные действия: «Русский, ранее судимый, приехавший со своими накоплениями в Испанию, не может не заниматься отмыванием денег», — иронизирует адвокат, чтобы доказать в суде, что права Романова были нарушены в результате прослушивания его телефонных разговоров службой информации правоохранительных органов. «Давайте послушаем, что говорит русский по телефону и что-нибудь да обнаружим», — говорит адвокат, который занимался делами бывшего главы Каталонии Жорди Пужоля, нападающего «Барселоны» и сборной Аргентины Лионеля Месси, секретаря Института Ноос Мигеля Техейро, а также неоднократно выступал защитником в процессе рассмотрения дел, связанных с русской мафией.
Александр Романов уже был осужден на три года шесть месяцев в России по обвинению в рейдерском захвате компании и является членом ОПГ «Таганская», образовавшейся в девяностые годы в Москве и занимающейся рэкетом, махинациями с банковскими счетами, шантажом и заказными убийствами. По данным прокуратуры, в 2010 году Романов пытается организовать группировку, подобную российской, в Испании. Он создает фирму-прикрытие и окружает себя группой доверенных лиц, оказывающих ему консультационную поддержку и исполняющих его приказы, чтобы скрыть истинное происхождение денежных средств в его стране и заниматься соответствующей деятельностью в Испании.
Соединительное звено для трех групп
Романов стал соединительным звеном для трех групп, целью которых было отмывание денег: группа, связанная с группировкой «Таганская», сеть российских компаний, которые он возглавлял, предположительно занимающихся незаконной деятельностью (спортивные залы, агентства недвижимости, банки…) и, наконец, группа компаний, созданная в Испании. По данному делу в Пальма-де-Майорке проходит также супруга Романова Наталья, родители которой Борис и Маргарита Виноградовы выступали в качестве подставных лиц; юридическая компания Амадо Хайме Састре (Amado Jaime Sastre), предоставлявшая комплекс услуг русскому бизнесмену, размещающая его средства в офшорах, занимающаяся отмыванием денег и ведущая все его дела; налоговый консультант Хулиан Белчи (Julián Belchi), руководящий процессом поступления средств и проводящий махинации совместно с испанскими органами власти; два администратора из испанских компаний, секретарша; грузин с греческим паспортом, выполняющий любую работу; сотрудник местной полиции из Пальма-де-Майорки, предоставляющий Романову информацию из архивов правоохранительных органов, и его супруга. Покупка и перестройка отеля Mar i Pins в городе Пегуэра, а также особняка Романова, находящегося по соседству, были первоначальным и основным каналом для отмывания доходов, полученных незаконным путем.
Собственность зарегистрирована на имя одной торговой фирмы, но ей пользуются «администраторы компании, которые ничего не платят этой компании в качестве компенсации». Еще было выявлена разница почти в шесть миллионов евро между официальной оценкой стоимости вышеупомянутой недвижимости (более двенадцати миллионов) и ценой договора, составляющей менее шести миллионов. В холдинг входит пять компаний. Обвиняемые использовали четыре подставные фирмы для найма сотрудников, которых вынуждали переходить из одной фирмы в другую, «пользуясь их уязвимым положением, так как они были иностранцами». Они не получали дополнительных выплат за выслугу лет, не имели стабильной работы, но не могли ничего требовать. Прокуратура по делам о коррупции описывает в своем обвинительном заключении типичные случаи нарушения прав трудящихся: трудовые договоры, заключенные на длительный срок, не продлевались, сотрудников вынуждали добровольно подписывать согласия на снижение зарплаты, им не выплачивали ни отпускные, ни выходное пособие.
Кроме того, в отношении наемного персонала применялись драконовские методы. Романов накладывал на сотрудников штрафы за малейший пустяк: «если кто-то испачкал цементом газон, оставил открытым водопроводный кран, ел, курил или производил шум рабочими инструментами». Одного субподрядчика оштрафовали на 2 тысячи евро за то, что он вышел в туалет в рабочее время. Начальник издевался над иностранными рабочими, в основном, русскоговорящими. Они были вызваны для дачи показаний.
Прокуратура собирает поддельные счета, которые российский предприниматель использовал для вычета расходов, уменьшения размера налогов и получения НДС, в которых содержатся такие пункты, как установка перегородок или выброс мусора в мусорный контейнер.
Во время обысков у Романова были найдены драгоценности и часы стоимостью более двухсот тысяч евро, а также два письма, адресованные российскому сенатору Александру Торшину, которого Романов и его супруга называют «крестным отцом». По данным спецслужб ряда стран, Торшин стоит во главе этой организации и является истинным владельцем отеля. Но ни Торшин, ни другие представители преступной группировки «Таганская» не выступают в качестве обвиняемых на этом суде, который обещает быть непростым.