Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Экс-посол США: Мы готовы давить на Гройсмана

Экс-посол США в Украине Стивен Пайфер дал интервью журналу Корреспондент.

© AFP 2016 / Karen BleierБывший посол США в Украине Стивен Пайфер
Бывший посол США в Украине Стивен Пайфер
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На Западе, к примеру, не понимают, почему такие важные реформы, как прокурорская или судебная, не сдвинулись с мертвой точки и почему на отставку одиозного генпрокурора Виктора Шокина потребовался год. Поэтому и экономическая помощь Украине не такая большая, как могла бы быть. Экс-посол США в Украине Стивен Пайфер дал интервью журналу Корреспондент.

После назначения премьер-министром Украины Владимира Гройсмана западные политики снова заговорили «об обязательной программе» для Украины — о реформах, пишет Павел Сивоконь в № 18 издания от 13 мая 2016 года. Долгая кампания по поиску главы Кабмина завершилась, значит, пора переходить к делу.

На Западе, к примеру, не понимают, почему такие важные реформы, как прокурорская или судебная, не сдвинулись с мертвой точки и почему на отставку одиозного генпрокурора Виктора Шокина потребовался год. Поэтому и экономическая помощь Украине не такая большая, как могла бы быть.

Осложняют ситуацию и периодические обострения на Донбассе. В Брюсселе и Вашингтоне считают, что гарантией стабильности будет четкое соблюдение условий соглашения, подписанного в Минске. Оно, может быть, и не идеальное, но стабилизировать обстановку уже помогло, соответственно его надо выполнять.

Но главное, пока Украина интересна Западу лишь реформами и войной, причем прогресс в обеих сферах нельзя назвать выдающимся. В таких условиях едва ли можно рассчитывать на дальнейшее сближение с Западом, ведь для этого требуются успехи и прорывы. Об этом Корреспонденту рассказал экс-посол США в Украине, ведущий аналитик Института Брукингса Стивен Пайфер.

— Насколько может измениться политика Украины после формирования нового Кабинета министров? И чего в США ждут от этого Кабмина?

— После избрания Гройсмана на пост премьера в Украине многие эксперты волновались, что между Президентом [Петром] Порошенко и главой исполнительной власти слишком много связей и интересов. Но, во-первых, события последних дней показывают, что они, возможно, не такие уж близкие друзья, и каждый будет преследовать свои деловые интересы. Я надеюсь, что между ними не начнется традиционная борьба за полномочия.


Во-вторых, много лет в Украине президент пытается дистанцироваться от главы правительства. Теперь же Порошенко это будет сделать очень трудно, и потому все успехи и неудачи Гройсмана будут отражаться и на его рейтинге. Если с [Арсением] Яценюком Президент пытался держать дистанцию, то теперь это невозможно. Я думаю, глава государства попробует ускорить реформы, чтобы не потерять доверие украинцев.

— Насколько в Вашингтоне довольны скоростью преобразований в Украине?


— В США готовы давить на украинское правительство, чтобы избежать политической борьбы и быстрее двигаться по пути преобразований, особенно в сфере дерегулирования, борьбы с коррупцией и либерализации энергетического сектора. В ответ западные страны всегда могут предложить больше финансовой помощи.

Киев уже предпринял важные шаги в создавшихся непростых условиях, но Президент Порошенко и его правительство должны действовать быстрее. Это означает, что реформы в области государственного управления, дерегуляции бизнеса, приватизации государственных предприятий, а также дальнейшие шаги в создании конкурентоспособной и прозрачной ситуации в сфере энергетики нужно делать уже сейчас. А главное — избегать популистских мер, которые бюджет страны не может себе позволить.

Украина сейчас производит впечатление страны, которая потеряла ускорение в реформах. И если слишком многие поверят в это, сразу уменьшится размер финансовой поддержки из США или ЕС.

Тем более что Украина в настоящий момент производит впечатление страны, которая потеряла ускорение в реформах. И если слишком многие поверят в это, сразу уменьшится размер финансовой поддержки вашей страны из США или ЕС.

Главным фактором является борьба с коррупцией. Учитывая все это, непонятно, почему генеральный прокурор Шокин написал заявление об отставке только недавно. Украинская прокуратура нуждается во встряске, а Украина ждет реформирования своей судебной системы уже много лет.

Помимо военных аспектов, Киеву придется пройти болезненный процесс децентрализации и разделения полномочий со своими мятежными регионами. Понятно, что пророссийские сепаратисты захотят больше независимости, чем смогут дать в Киеве. И договориться по этому вопросу, возможно, будет сложнее, чем остановить войну.

— Готовы ли ЕС и США продолжать поддерживать деньгами Украину в таких условиях?

— Чтобы помочь Украине, еще в начале года управляющий директор МВФ Кристин Лагард объявила о предварительном соглашении по кредитной линии для Украины на четыре года. По этому документу вы получите $ 40 млрд. Причем $ 17,5 млрд должны поступить в этом году при условии, что страна будет соответствовать требованиям фонда.

Поддержка демократических стремлений Украины перед лицом российской агрессии является одной из немногих областей, где и демократы, и республиканцы в США проявляют обоюдное согласие. Но разрыв между риторикой и реальными действиями Киева поразительно большой. В следующем году Украина может ожидать приблизительно от $ 3 млрд до $ 4 млрд в условной поддержке со стороны Соединенных Штатов и Европейского Союза вместе взятых.

Эта сумма является недостаточной. Лоуренс Саммерс, бывший секретарь Казначейства США, призвал европейцев выполнить обещания по поддержке усилий в реформировании Украины и увеличить финансирование до $ 10 млрд, назвав это важными инвестициями в безопасность. Думаю, тут все будет зависеть от скорости реформ и того, насколько быстро прекратятся боевые действия на Донбассе.

— Как вы оцениваете перемирие на Донбассе, смогут ли санкции и переговоры сделать прекращение огня постоянным?


— Сделка, которую после 15-часовых переговоров в Минске, заключили канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Франсуа Олланд, президент России Владимир Путин и украинский лидер Петр Порошенко в феврале, скорее всего, была лучшим выходом для Киева. Вряд ли Порошенко в этих сложных условиях смог бы добиться большего.

Пока Россия пообещала прекратить поддерживать сепаратистов и отвести танки и другое тяжелое вооружение от Донецка и Луганска. Меркель была, по моему мнению, ближе всего к оценке этой сделки, назвав ее «проблеском надежды» и добавив, что еще многое предстоит выполнить.

Западные лидеры готовы сделать все, чтобы эту сделку не постигла судьба соглашений о прекращении огня, которые подписывали в Минске в сентябре. Было видно, как за последние десять дней лидер Германии мобилизовала все усилия с целью подписать новое соглашение.

И все это происходило на фоне распада и деградации модели Минск-1. Я не понимаю, почему западные лидеры согласились на то, чтобы перемирие вступало в силу не сразу, а только с полуночи в субботу.

До этого два дня война продолжалась, и мирные города обстреливали. Украинские чиновники постоянно сообщали, что российская техника систематически пересекала украинскую границу и шла на Дебальцево. Как будто сепаратистам дали шанс еще больше нарастить силы до перемирия.

***


Этот материал опубликован в № 18 журнала Корреспондент от 13 мая 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена.