В августе прошлого года все газеты трубили об этом.
Исследователи-любители заявляли с уверенностью на 95%, что нашли место, где пропал так называемый золотой поезд нацистов. Место назвали «65-м километром».
Полгода спустя открытие было поставлено под сомнение. Ученые заявили, что не было никакого поезда, после чего поток новостей по этой теме быстро иссяк.
Однако поиски в гигантском подземном городе, заложенном нацистами в том же районе, продолжаются, пишет газета The New Yorker. Ее корреспонденты спускались в бескрайние туннели вместе с охотниками за сокровищами.
Вероятно, правда о пропавшем грузе золота намного сложнее, чем мы думали.
В последний год Второй мировой войны становилось все очевиднее, что нацистская Германия терпит поражение. Нацистская элита хорошо это понимала и предпринимала меры, чтобы вывезти или спрятать огромные награбленные богатства.
С тех пор все еще не найдены целые состояния, знаменитые произведения искусства и бесценные сокровища — такие, как Янтарная комната. Поиск золота нацистов окружен мифами и догадками, и кладоискателей-любителей со всего света продолжает тянуть в определенные места.
Одним из таких мест стала Нижняя Силезия — область на юго-западе Польши, которая вплоть до конца Второй мировой войны была частью Германии.
Есть основания считать, что сокровища нацистов хранятся именно там.
После Сталинградской битвы 1942-1943 годов, которая стала переломным моментом в войне, Нижняя Силезия все еще была безопасным районом внутри Германии, удаленным как от кровопролитного восточного фронта, так и от английских авиабаз с бомбардировщиками союзников.
В этот регион в 300 километрах к юго-востоку от Берлина эвакуировали часть промышленности, а также множество предметов искусства и других ценностей.
Сокровища прятали от Красной армии
Через два года положение изменилось. Немцы отступали по всему восточному фронту, в то время как Красная армия наступала. Страну разбомбили, все ее резервы пошли в дело. Бои уже шли на территории Германии, включая Нижнюю Силезию. Нацистский режим оказался на краю гибели.
Золото, ювелирные украшения, предметы искусства, а также, вероятно, прототипы нового оружия Гитлера, призванного изменить ход войны, были надежно спрятаны, чтобы не попасть в руки врага.
Мирное население восточных частей Германии, включая Нижнюю Силезию, знало о приближении Красной армии. На дорогах образовывались заторы из-за толп беженцев. Миллионы жителей, в основном, женщин с детьми, пытались пробраться на запад страны.
Они бежали в спешке и не могли брать с собой много вещей. Ценности и реликвии закапывали в землю, надеясь когда-нибудь вернуться и забрать свою собственность.
Жители Нижней Силезии не были исключением. Большинство предпочли покинуть свои дома, и это был правильный выбор. Многих из тех, кто остался, убили красноармейцы, которые жаждали мести после зверств фашистов против русского народа. Силезских немцев, переживших наступление советских войск, все равно депортировали на запад. В конце 1947 года в районе не осталось почти никого из примерно двух миллионов жителей немецкого происхождения.
Нижняя Силезия становится польской
После войны немалые части восточной Германии отошли к Польше, которая теперь была в сфере интересов Советского Союза. Так полякам компенсировали потерю других регионов на востоке страны, которые стали частью СССР. Чтобы заселить практически безлюдную Нижнюю Силезию, новое коммунистическое правительство Польши решило отправить туда бездомных поляков из прочих частей страны.
Многие переселенцы стали работать в прибыльной горнодобывающей промышленности. Но мировая экономика менялась, и горное дело перестало приносить выгоду. Большая часть предприятий прекратили работу.
В местечках вокруг Совиных гор живут безработные горняки, отлично знающие все старые шахты и туннели в округе.
И есть люди, которые верят, что можно обогатиться благодаря кладам. Легенды гласят, что подземная тьма хранит не только природные ресурсы.
Допрос Герберта Клозе
В одной из самых известных историй фигурирует немецкий офицер Герберт Клозе (Herbert Klose), которого после войны допрашивала полиция безопасности. Польская писательница Иоанна Лампарска (Joanna Lamparska) пишет об этом в книге «Золотой поезд. Краткая история безумия».
Протокол допроса, обозначенный как «случай 1491», хранится в полицейском архиве Вроцлава при Институте национальной памяти, который исследует преступления времен нацистской и коммунистической оккупации Польши в войну и после нее.
Клозе сообщает, что в ноябре 1944 года получил запрос от начальника полиции Вроцлава. Он интересовался, нет ли у Клозе возможности помочь местным немцам спрятать ценности, учитывая быстрое приближение советских войск. Множество ценных вещей было собрано под пристальным надзором офицера.
«Золото хранилось в штабе полиции», — заявил Клозе на допросе. — «Железные ящики были герметично закрыты с помощью резиновых уплотнителей. Не было никаких пометок, так что никто не знал, что в этих ящиках».
Однако Клозе упомянул, что ящики пронумеровали.
План заключался в том, чтобы спрятать ценности за городом. Но когда пришло время транспортировки, Клозе не мог лично участвовать в операции из-за травмы, которую получил, упав с лошади. Полицейские завершили работу без помощи Клозе, ящики были спрятаны в разных местах.
Золото Государственного банка в соляной шахте
История Клозе не уникальна, такое случалось по всей Германии. На последнем этапе войны американцы получили данные о том, что немалая часть золота Государственного банка спрятана в соляной шахте у деревушки Меркерс. В шахтном туннеле американские солдаты действительно обнаружили более семи тысяч мешков с золотом и другими ценностями.
Подобные истории подстегивают охотников за сокровищами со всей Европы. В Нижней Силезии не прекращаются поиски золота Клозе и других кладов, чем занимаются как одиночки, так и целые ассоциации кладоискателей. Они пытаются проследить судьбу мифических богатств нацистов. Посетив регион и побеседовав с людьми, The New Yorker опубликовала репортаж о целой группе, живущей по своим правилам и законам чести. Они с подозрением следят за судьбой своих открытий и всегда готовы к новым крупным находкам.
«65-й километр»
Самая известная компания — так называемая Исследовательская группа Нижней Силезии. Члены группы — поисковики-любители, по большей части мужчины, которые проводят каждые выходные за изучением старых карт, прочесыванием исторических архивов и встречами со свидетелями войны в этих местах.
Многие годы группа искала некий поезд. Существует гипотеза, согласно которой набитые сокровищами вагоны в конце войны были спрятаны в тайном туннеле, который затем обвалился.
Группа считает, что туннель следует искать в окрестностях города Валбжих, а именно между железнодорожными путями и нынешним центром продаж Toyota. На путях имеются обозначения километража, что и дало название вероятному месту находки. Кладоискатели коротко и ясно зовут его «65-м километром».
Версия группы в основном строится на рассказе бывшего горного рабочего Тадеуша Словиковского (Tadeusz Slowikowski). В 1974 году Словиковский вышел на пенсию и заинтересовался «65-м километром». За несколько лет ему удалось собрать немало информации. Он даже построил макет местности, включающий все поезда и депо. Словиковского мучало воспоминание о разговоре с одним немецким инженером после войны. Инженер рассказывал о делах военных лет и о закрытой территории в районе «65-го километра». Когда Словиковский услышал описание местности, у него возникли определенные подозрения.
Позже группа исследователей выдвинула несколько расширенных теорий.
В прошлом августе два участника группы заявили, что обнаружили нечто большое, сканируя землю с помощью георадара. Результат говорит сам за себя, считали Андреас Рихтер (Andreas Richter) и Петр Копер (Piotr Koper). Исследования показали, что глубоко под землей находится поезд с несколькими вагонами.
Исследователи были уверены, что это тот самый поезд с грузом золота, который был спрятан нацистами в 1945 году, когда стало ясно, что война проиграна.
О новости раструбили СМИ по всему миру. Предполагаемую находку окрестили «золотым поездом нацистов», выдвигалось множество самых невероятных предположений. Говорили, что вес груза — не менее 300 тонн, писали, что там могут быть документы, которые нацисты стремились скрыть от мира. Ходили слухи, что часть груза поезда — то самое золото, что было собрано Гербертом Клозе.
Кладоискатели потребовали гонорар в размере 10% от стоимости найденного. Они должны были получить деньги по мере извлечения клада. Заместитель министра культуры Польши Петр Зуховский (Piotr Zuchowski) ликовал. На пресс-конференции в том же месяце он заявил, что местонахождение поезда теперь известно на 99%.
Как и кладоискатели, он несколько поспешил.
«Нет никакого поезда»
На место приехала команда ученых из университета Кракова. Они провели исследования параллельно с Копером и Рихтером и пришли к совершенно иному выводу.
«Там нет никакого поезда», — заявил в декабре руководитель группы Януш Мадей (Janusz Madej).
Он добавил, что уважает старания Рихтера и Копера, но должен сообщить, что их, вероятно, ввели в заблуждение кабели, проходящие в земле вблизи железной дороги.
Кладоискатели обычно скептически относятся к властям, как выяснила The New Yorker. Вот и Андреас Рихтер с Петром Копером, долгое время работавшие над своим проектом, не дали себя переубедить. Несмотря на заключение экспертов, они самостоятельно продолжают поиски.
С другой стороны, историю нацистского золотого поезда уже называют дешевым PR-ходом с целью привлечь туристов в относительно бедный регион, который больше не может получать доход за счет горных работ.
Кодовое название «Проект «Великан»
Но, пожалуй, рано отрицать, что в Нижней Силезии может быть действительно спрятан золотой поезд или другой нацистский клад.
Предположительное открытие Рихтера и Копера закончилось ничем, однако в регионе есть и другие жуткие достопримечательности. Десятки тысяч человек ежегодно приезжают, чтобы прогуляться по пешеходным тропам среди красот местной природы — или же спуститься под землю и посмотреть на результат страданий узников концлагерей в 1943-1945 годах.
Неподалеку от Валбжиха располагается Ксёнж — крупнейший замок Силезии. В 1944 году замок с окружающими территориями был конфискован нацистским режимом, и под землей начались масштабные строительные работы. Может быть, там строили замену гитлеровскому «Волчьему логову» — ставке фашистского диктатора для наблюдения за операциями на востоке.
Семья ныне 81-летней Дороты Стемповской (Dorota Stempowska) была в услужении у аристократов, владевших замком до прихода нацистов. В то время Дорота Стемповска была маленькой девочкой, но она хорошо запомнила звуки взрывов из-под здания, которые начались сразу после прибытия немецких инженеров в 1944 году.
«Все знали, что там строят какое-то жилье для Гитлера», — говорит она.
Сегодня лестницы и шахты ведут глубоко под землю, но система бункеров под замком — лишь верхушка айсберга. Это место — самая северная точка крупнейшего строительного проекта в истории Третьего Рейха. Кодовым именем проекта было Riese, что переводится с немецкого как «великан».
Подземный город
Никто не знает, успели ли немцы закончить строительство, и как далеко они зашли в своих планах.
О масштабе можно судить по огромной сети туннелей, железнодорожных путей и вентиляционных шахт. Это место называют подземным городом, и оно породило огромное количество мифов.
По оценкам немецких инженеров, на реализацию проекта отводилось 6,3 миллиона рабочих дней. Работа шла медленно из-за твердой породы, которая зато должна была стать прекрасной защитой от бомбардировок.
Третий Рейх использовал для самых тяжелых работ рабскую силу — военнопленных и узников концлагерей, в основном, Освенцима. По неполным данным, в строительстве могли участвовать до 13 тысяч человек. Смертность в тяжелых и опасных условиях под землей была крайне высокой. Но и условия в лагерях на поверхности ужасали. Там свирепствовали болезни, пленные голодали, были истощены, а немецкая охрана обращалась с ними без всякой жалости. Жертвами грандиозного проекта пали многие.
Министр вооружения Альберт Шпеер (Albert Speer) писал в мемуарах, что Гитлер и прочие нацистские лидеры были в «безумно высокой степени» обеспокоены будущим и своими шансами на выживание. Министр сожалел, что Гитлер выделил такие ресурсы на проект «Великан». Он отмечал, что на этот проект в 1944 году пошло больше бетона, чем на создание новых бомбоубежищ для немецкого населения, хотя бомбардировки Германии усилились.
Четыре тысячи эсэсовцев для охраны
Истинная цель проекта вызывает споры.
Немногие доступные документы говорят, что комплекс должен был стать огромным защитным сооружением для элиты Третьего Рейха. Также предполагают, что его проектировали как ангар для создания самолетов, а туннели могли бы скрывать фабрики по производству оружия.
Мы мало что знаем о проекте «Великан». Не сохранилось почти никаких документов и чертежей, которые могли бы дать новую информацию. Но ясно, что строительство имело высший приоритет, что подтверждается данными о безопасности и секретности вокруг проекта. Район охраняли четыре тысячи офицеров СС, получивших приказ стрелять на поражение в любого, кто подходил слишком близко.
В комплексе не менее семи отдельных частей. Общая площадь пола потрясает: по последним измерениям, она составляет не менее 190 тысяч квадратных метров. При этом точная цифра не известна. Кладоискатели и старые горняки постоянно обнаруживают новые туннели.
Поисковики предполагают, что «65-й километр» может быть одним из входов в систему бункеров, которые вместе со старыми угольными шахтами пронизывают Совиные горы подобно дыркам в швейцарском сыре.
Кто знает, может, золотой поезд или сокровища Герберта Клозе хранятся в одном из туннелей, которые пока еще скрыты от человеческих глаз. Одна из теорий гласит, что нацисты, даже поняв, что дорогостоящий проект не будет реализован, все же стремились извлечь из него пользу, превратив его в огромный тайник.
А может, под землей и нет ничего ценного, и все сокровища давно вывезены из Силезии. Скептики уверены, что Красная армия тщательно обыскала район в поисках сокровищ нацистов. У нее было на это немало времени, пока Польша пятьдесят лет находилась за железным занавесом.
Но полные надежд и подозрений охотники за сокровищами вряд ли прислушаются к таким аргументам.