Некоторые наблюдатели не перестают надеяться на успех переговоров в Вене. Однако ситуация на поле боя и противоречивая политика крупных стран в отношении Сирии не вселяют большого оптимизма по поводу возобновления переговоров между сирийцами. Скорее всего, очередная попытка найти приемлемое для всех политическое решение будет провалена. Единственного пути урегулирования не существует. Решений может быть много, и это решение может быть найдено региональными странами без учета интересов международных участников конфликта. Таким образом, так называемое «российско-американское взаимопонимание» по Сирии не является панацеей. Это стало очевидно в последнее время.
Первый раунд переговоров был ознаменован достижением «взаимопонимания» между крупными игроками, а именно Россией и США. Однако на деле этого оказалось недостаточно. Влиятельные региональные силы также в состоянии вести свою политику с учетом личных задач и выгод. В случае необходимости они способны менять ситуацию и препятствовать действиям крупных мировых стран, заинтересованных в разрешении кризисных ситуаций в регионе. То же самое относится и к ситуациям в Ливии, Йемене и Ираке.
Прибытие госсекретаря США Джона Керри в Саудовскую Аравию в преддверии встречи «Группы поддержки Сирии» еще раз подтверждает сказанное выше. США пытаются договориться с Саудовской Аравией, однако Эр-Рияд придерживается стойкой политической позиции в отношении всех кризисов и не намерен менять своих планов. Ни Вашингтону, ни кому-то другому не удастся проигнорировать Эр-Рияд в процессе ближневосточного урегулирования. Саудовская Аравия не готова менять своей позиции и идти на компромисс, она не торгуется, если дело касается ее безопасности и безопасности Совета Сотрудничества.
Керри был крайне заинтересован в том, чтобы заседание ряда арабских и европейских министров иностранных дел в Париже состоялось. США явно опасаются, что участники урегулирования перестанут считаться с американской администрацией и переориентируются в сторону Кремля. Несмотря на то что Москва и Вашингтон до сих пор обладают достаточно сильным политическим влиянием в процессе урегулирования, последние сбои перемирия в Сирии вселяют беспокойство. Тем более что сама процедура прекращения огня без определения точных временных рамок выглядит чрезвычайно странной и не вселяет уверенности в завтрашний день. Помимо этого существует еще ряд причин, которые заставляют сомневаться в том, что ситуация нормализуется в скором времени.
Как достичь всеобъемлющего перемирия на всей территории Сирии, исключая, естественно, ИГИЛ и «Ан-Нусру»?
Вашингтон, прежде чем направляться к своих традиционным «союзникам», должен четко сформулировать свое видение дорожной карты по выходу из кризиса с учетом всех предыдущих договоренностей и международных контактов. Ему следует попытаться разрешить возникшие противоречия с Россией. Необходимо максимально исключить разного рода интерпретации и разночтения как в отношении понимания переходного периода, так и в отношении будущего Башара Асада.
Надо сказать, что природа возникших противоречий между Россией и США связана с тем, что вне Сирии между этими странами существует ряд неразрешенных проблем. Пока эти противоречия и конфликтные ситуации не разрешены, достичь реального взаимопонимания по Сирии не представляется возможным. Среди них и украинский кризис, и размещение систем ПРО в Европе. Разумеется, такие шаги со стороны американских партнеров раздражают Россию. Она вынуждена отвечать на возникающие угрозы ее безопасности. Москва крайне обеспокоена и предупреждает, что вынуждена будет нанести ответный удар. В то же время Москва намерена совершить прорыв в Сирии до того, как нынешняя администрация будет заменена новой. России нужно поспешить, чтобы еще более упрочить свои позиции в регионе, доказав миру, что она вернулась на международную арену в качестве сильного игрока. Нет сомнения, что продвижение ПРО к границам России заставит Москву еще больше сконцентрироваться на Сирии и попытаться извлечь максимальную выгоду из сложившегося там кризиса.
Отсутствие единого международного видения — не единственная причина проволочек в процессе сирийского урегулирования и аналогичных процессов в других странах Ближнего Востока. Региональная ближневосточная сила доказала всему миру, что в состоянии ставить палки в колеса российско-арабской миротворческой колесницы. Надо сказать, что и сирийский режим не особенно серьезно воспринимает угрозы в свой адрес со стороны той же американской администрации. Асад оценивает нынешнюю невнятную политику Белого дома как удобный случай для реализации своих военных целей в стране. Сегодня сирийская армия нацелена исключительно на победу, о чем упомянул Башар Асад некоторое время назад в своей телеграмме, адресованной российскому президенту. Беспокойства по поводу известного «Плана Б» уже нет. Белый дом не обладает возможностью решительных мер, ему остается только выступать с критикой и осуждением фактов нарушения перемирия в Сирии.
Американская администрация понимает, что европейские союзники не удовлетворены тем, что их практически вытеснили из процесса ближневосточного урегулирования. Европейское мнение также было проигнорировано во время переговоров по ядерному досье между Тегераном и Вашингтоном. В Париже несколько дней назад министры иностранных дел стран, участвующих в урегулировании конфликта в Сирии, решили попытаться сказать свое слово в Вене. Они чувствуют, что в состоянии повлиять на ситуацию, которая возникла в результате совместных действий России и США.
Министр иностранных дел Франции объявил о приверженности переходному периоду, который предусмотрен резолюцией СБ ООН 2254. Он призвал следовать прописанному в международных документах плану, подчеркнув необходимость создания новой конституции и проведения выборов. Кроме того, Франция настаивает, что в будущем Сирии нынешнему президенту Башару Асаду места нет. Однако есть сомнения по поводу того, имеет ли Франция и Европа, в целом, достаточно влияния в сирийском вопросе, чтобы давить на Россию и заставлять ее прислушаться к европейской точки зрения, в том числе по поводу Асада.
Старый свет, как и США, пока ограничивается лишь критикой и обвинениями в адрес режима и его союзников. Европа за последний год погрязла в своих проблемах, в том числе в связи наплывом беженцев. Она вынуждена заигрывать с Эрдоганом, который угрожает, что может с легкостью ликвидировать соглашение с Европой, подписанное Давутоглу. Он явно торгуется сирийской картой для достижения своих целей в регионе. Эрдоган не намерен отказываться от своей позиции по Сирии, несмотря на противоречия с США. Он не боится ввязаться в войну, чтобы нейтрализовать угрозу, исходящую от курдов. Анкара намерена всеми силами поддержать отряды, защищающие город Алеппо. Если он перейдет силам режима, это станет огромным ударом для Турции. Анкара сегодня вынуждена вести борьбу на двух фронтах: внутреннем и внешнем. Президент Эрдоган объявил войну всем инакомыслящим в Турции. Он нацелен на то, чтобы вернуть своей стране облик влиятельного государства в регионе. После отставки Ахмета Давутоглу с поста председателя правящей партии турецкому президенту, помимо всего прочего, предстоит восстановить единство на уровне правящей верхушки.
Однако предыдущий опыт показывает, что слова и угрозы Эрдогана отличаются от его реальных дел. Есть сомнения, что турецкий президент сможет осуществить свои амбициозные планы, организовав эффективное противостояние сразу на нескольких фронтах: внутреннем и внешнем.
Он хорошо понимает настрой России, особенно после инцидента с российским истребителем. Однако все говорит о том, что Москва не хочет одна участвовать в формировании будущего Сирии. Она не смогла добиться того, чтобы «Джейш Аль-Ислам» и «Ахрар Аш-Шам» были внесены в международный список террористических организаций. Внедрение систем ПРО в Восточной Европе добавило новые сложности в сирийский кризис, так как Россия и США не могут абстрагироваться от противоречий и выработать консолидированную позицию. Внушительные потери в рядах иранцев в Алеппо, ликвидация Мустафы Бадра Ад-Дина вблизи аэропорта Дамаска — все это подвигает Тегеран и «Хезболлу» к более активным действиям на сирийском фронте. Они уже не надеются на помощь России, так же как часть ближневосточных игроков уже не доверяют США. События в Йемене, Ираке и Ливии усиливают ощущения, что в этих странах политика не работает, так же как она не работает на международном уровне.