«Морской волк» Йожка Особа, который за свою жизнь под флагом Чехословацкого морского судоходства объездил множеств стран, а сегодня владеет небольшой галереей в центре Пльзеня, уже якобы опять не может вслух высказывать свои воззрения. Он положительно отзывается о Путине, за что его клеймят как русофила. Кроме того, в интервью порталу ParlamentniListy.cz он вспоминает бомбардировки союзников и удивляется, как кто-то мог перепутать Добржаны и Пльзень с Дрезденом. В отличие от Запада, мы забываем и о Гагарине, да и к самим себе относимся плохо…
ParlamentniListy. cz: На Украине новое правительство. Как там, по-вашему, события будут развиваться дальше?
Йожка Особа: Как и раньше, потому что там будут спорить разные фракции. Кроме того, они хотят товары не из России, а из Западной Европы и Америки. Там не как у нас. Хотя мы и разошлись со Словакией, у нас по-прежнему есть связи, и мы помогаем друг другу. Но там они полностью разошлись. А что касается того, что там случилось два года назад, так все разумные люди знают, кто это начал, и что все было подстроено.
— Все Путин, Путин… У него есть подчиненные, которые ему советуют. Все это искусственно создано. Теперь люди твердят: «Америка, Америка», но Америка занимает деньги у Китая. Была совершена большая ошибка, когда мы послушались и присоединились к бойкоту. Только представьте себе, сколько фирм и граждан за это расплачивается. У нас. Брюсселю все равно, что с нами творится. А посмотрите, как Китай выходит на российский рынок, как ему там сегодня открыты двери. Да и в Америку тоже! Сначала американцы бойкотировали китайские товары, а теперь они их импортируют да еще берут у китайцев в долг. В Россию сегодня поступает большое количество китайских товаров, технологий. А оружие? Кто вооружает Китай? Россия. А кто вооружает остальные страны? Америка! Люди просто ослеплены, но они должны учитывать, что державы тут были, есть и будут. Мы снова входим в период холодной войны и снова выступаем один против другого. Теперь мы все — против России. И это серьезно. А ведь Россия не может терпеть того, что американские базы приближаются к российским границам. Мы вынуждаем Россию вооружаться — и как можно больше. Китай не будет с американцами — скорее, он будет с Россией.
— Но конфликты между Китаем и Россией бывали…
— Конечно, еще при царе, при великой империи, но ситуация всегда успокаивалась. Представьте, что в 50-е годы в океанах суда под китайским флагом плавать не имели права. Кто им помог? Мы и Советский Союз. Также бывали и моменты приграничных беспорядков, но и там все урегулировалось.
— Но Россия оккупировала Крым… А теперь якобы ее интересуют прибалтийские государства. Не является ли это запугиванием нас, простых граждан?
— Разумеется! Люди боятся, и это кому-то на руку. Посмотрите, кто начинает строить в Прибалтике и Польше военные базы и кто туда поставляет оружие. И пусть никто мне не рассказывает, что россияне не могут защищаться. Мы их как раз принуждаем к тому, чтобы вместо закупок продуктов питания и развития они тратили деньги на вооружение.
В прошлом месяце исполнилось 55 лет с первого полета первого космонавта. Россия и США соперничали за то, кто будет первым в космосе. Это стоило денег и жизней. Первыми были Советы, и это нужно помнить, ведь даже американцы это признали. Благодаря тому, что эти два соперника конкурировали в космонавтике, посмотрите, какая техника вошла даже в нашу обыденную жизнь. А ведь сначала она предназначалась для полетов в космос. В 90-е годы на несколько месяцев все успокоилось, а потом началось снова. Объединилась Германия, раздробились Югославия, Советский Союз. Америка не развалилась, а, скорее, наоборот. По прошествии 60 лет американцы опять хотят забрать Кубу. Они хотят те страны, которые вышли из-под американского влияния.
— В конце апреля была годовщина визита Гагарина в Чехословакию, ставшую первой зарубежной страной, которую он посетил. Но об этом особенно не говорят…
— Потому что он российский гражданин! На удивление, его помнят на Западе. А мы святее папы… Мы отменили Международный женский день, Первое мая, майские праздники. Самые торжественные празднества — в западной Чехии. Сегодня по прошествии 24 лет мы видим, что люди этим пресыщены, и что торжества не будут такими масштабными. Принято решение, что пышными они будут раз в пять лет. В экономическом отношении это, конечно, стоит немало, да и людям все это надоело. Все одно и то же постоянно. Как 25 лет назад, когда сначала парады проводили каждый год, а потом — раз в пять лет на Летенском поле. Так что история постоянно повторяется.
— Мы совершенно забываем об историческом контексте в том, что касается Второй мировой войны и ее окончания, не так ли?
— 25 лет мы забывали о том, что 14 февраля и 25 апреля проводились бомбардировки Чехословакии. Да, мы были в руках немцев, но исход войны был решен. Он был определен еще в Ялте, в Тегеране. И там державы договорились о том, как разделят маленькую Европу.
Мы забываем и тот печальный август 1968 года, и кто был на нашей стороне? Фидель Кастро, румыны и югославский Тито. А не все эти поляки, ГДР, которые вдруг вторглись в братскую страну. Это тоже забывается. Все сваливают на русских. Пришли поляки, болгары, которые остановились, например, на Смихове в Праге. И вдруг по прошествии 25 лет говорится, что тут были только «эти русские», СССР. И еще так по-хамски. Тут были «союзники».
О том, сколько людей тут погибло 25 апреля во время бомбардировок союзниками, не говорили. И забылось то, что 5 и 6 мая люди восстали и захватили немецкое руководство. Нет, постоянно говорят о том, что сюда пришли американцы. Но тут не погибло ни одного американца, а вот, идя по одному из главных проспектов, по Клатовскому, вы видите массу памятников и табличек жертвам. К сожалению, сегодня на некоторых домах напоминаний уже не осталось.
То же касается перемещения евреев в начале оккупации. Здесь начали делать на тротуарах панели с именами людей, но дело так и не было доведено до конца. Забывается и то, что бомбардировкам подверглись и близлежащие Добржаны, которые якобы пилоты перепутали с Дрезденом…
Как какой-нибудь политический болван может сказать нечто подобное. Мы забываем, что у нас в политике есть люди, которые там с самого начала 90-х годов вплоть до сегодняшнего дня. Их выгоняют из одного места, а они оказываются на другом. Как можно перепутать Дрезден с Пльзенем и говорить, что между ними 90 километров! Но в этом году такое говорили по телевидению и писали в газетах!
— Но ведь союзники говорили, что перепутали…
— Не будьте, как они! Это говорили союзники? Слышали ли вы кого-нибудь из союзников, заявлявшего об этом раньше? Все это начали говорить в последние три года, а прежде никогда не говорилось о том, что кто-то перепутал Дрезден. Это говорят теперь, потому что мы хотим ладить с Америкой. Не обижайтесь, но как такое можно перепутать? Похоже на то, как в 1968 году дураки начали менять указатели, чтобы «союзники» ездили по кругу. А когда солдаты приехали в то же место второй раз, то поняли, что на их картах все по-другому. Такое мог придумать только дурак.
— Вернемся к настоящему. Раньше на корабле вам приходилось тянуть за одну веревку, а что происходит сегодня?
— Сегодня люди смотрят только на экономическую сторону. Взаимопомощь, которая была у нас 25 лет назад, совершенно исчезла. Сегодня, задумайтесь, ребенок не может поехать кататься на лыжах, если он из небогатой семьи и у него нет новой экипировки. Такого не было. Раньше младшие донашивали вещи старших. В общем, дружба пропала.
Посмотрите на Пльзень. У города был свой аэродром, а после революции полоса развалилась, и сегодня там мастерские. А китайцу, который приезжает в Америку, землю отдают в аренду, но не продают. Только когда ты американец в третьем поколении, ты можешь купить там землю. Посмотрите, сколько тут у нас пустых квартир, а с другой стороны, сколько народу сидит на лавке, не имея работы и жилья. А теперь еще сюда приезжают люди, которые молоды, которые там, откуда они едут, могли бы работать, но они предпочитают ехать сюда и жду поддержки. Мы не на таком уровне, чтобы давать им то же, что в Германии. Поэтому туда все и хотят…
— Вы намекаете на беженцев и иммигрантов. Что вы об этом думаете как путешественник, который контактировал с разными народами и религиями? Будет ли здесь гармоничное сосуществование?
— Я думаю, что нет. Каждый должен оставаться в стране, где родился. Посмотрите, например, на чехов, которые уехали в XVIII, XIX веках, когда у нас была безработица, когда люди уезжали в Америку или в бывшую царскую Россию, или в Румынию, где они получали землю и могли работать. Но все, когда была война, отправились помогать своей республике.
Когда кто-то говорит, что сегодня мы видим то же самое, что во времена эмиграции, я не согласен. Это не то же самое! В данном случае люди искусственно перемещаются, и кто-то зарабатывает на этом огромные деньги. Беженцы как бы в отпуске. Представьте себе, сколько наших людей эмигрировали после вторжения союзников по Варшавскому договору. Я за то, чтобы молодежь ехала познавать мир, как ходили наши предки, но пусть она возвращается. Набравшись опыта, молодые люди вернутся и будут нас тут поддерживать и развивать.
Я не ратую за то, чтобы границы закрылись, но я за то, чтобы людей сюда пускали, скажем, на 90 дней. А то, некоторые говорят: там бои… Но ведь это уже не так: интенсивность боев снижается. Вся эта волна просто искусственно создана и поддерживается. Наша культура совсем другая. Мы западные славяне. И наши люди не приспособятся к другой религии. А вот в России приходится приспосабливаться.
— И мы возвращаемся к страху. Мы поговорили о страхе перед мигрантами, а до того — о страхе перед Россией. Теперь коснемся того, что нас принуждают бояться, потому что в состоянии страха человек имеет тенденцию вести себя недальновидно…
— Это специально. Наступает период, который однажды уже был, и мы были рады, что избавились от него. Опять начинается холодная война между двумя державами, и в это вмешивается третья — Китай.
— Вы говорили, что за Путина вас иногда критикуют. В последнее время это случается чаще?
— Да. Люди включают телевизор, и их там кормят необъективностью. Я не вижу в наших СМИ, чтобы кто-то был объективен. А если кто-нибудь на это отваживается, то зрители набрасываются на него. Путин — президент, вот и все. Говорят еще о Земане. Он законно избранный президент, у которого тоже есть советники. И оба этих президента — всего лишь люди. Они не безгрешны, делают ошибки. Но раз мы выбрали себе президента, мы должны его уважать.