Саудовская Аравия попала в центр мирового внимания, объявив об амбициозной программе под названием «Перспектива 2030» (Vision 2030). Эта программа, нацеленная на структурную перестройку экономики страны, позволит снизить её исторически высокую зависимость от нефти за счёт изменения источников доходов королевства, а также принципов расходования и управления его колоссальными ресурсами. Программа опирается на детальные планы действий, которые уже начали воплощаться в жизнь, вызвав сенсационные институциональные изменения в стране, которая хорошо известна своей осторожностью и неторопливостью.
Хотя непосредственным катализатором экономической реструктуризации стало резкое падение мировых цен на нефть, необходимость этих реформ назрела уже давно. Выручка от продажи нефти формирует львиную долю доходов бюджета, а госсектор является основным работодателем в стране. В таких обстоятельствах саудовское руководство уже давно обеспокоено тем, что отсутствие экономической диверсификации ставит под угрозу долгосрочную финансовую стабильность королевства.
Именно поэтому так важна программа Vision 2030. Пытаясь взять в руки свою экономическую и финансовую судьбу, королевство разработало амбициозный план экономической реструктуризации под руководством энергичного заместителя наследного принца Мухаммада ибн Салмана Аль Сауда. Если упрощать, программа Vision 2030 концентрируется на трёх главных направлениях, не забывая о защите наиболее уязвимых слоёв населения.
Во-первых, программа предполагает увеличение ненефтяных доходов за счёт повышения сборов и тарифов на коммунальные и другие общественные услуги, постепенного расширения налоговой базы (в том числе путём введения налога на добавленную стоимость), повышения доходов от растущего числа гостей королевства.
Во-вторых, власти хотят сократить расходы, снизив субсидии, пересмотрев огромные государственные инвестпрограммы, уменьшив расходы на закупку вооружения за рубежом.
В-третьих, королевство хочет диверсифицировать активы своего национального богатства и в ходе этого процесса повысить текущие инвестиционные доходы. Например, программа предполагает размещение на бирже небольшого пакет акций (до 5%) гигантского нефтяного конгломерата Saudi-Aramco и инвестирование полученной выручки в широкий спектр активов по всему миру.
В этой смелой экономической программе есть свои риски. Переходный период в экономике уже по определению очень сложен, а тем более, если его масштабы и охват так велики. Часто нужны быстрые успехи, чтобы заручиться мощной поддержкой основных групп населения, в первую очередь тех, кто всегда склонен поначалу сопротивляться любым переменам (а особенно таким, которые приведут к исчезновению традиционных финансовых источников при переходе от привычного, хотя и ненадёжного, настоящего к тому, что сейчас выглядит непривычным будущим).
Планы конкретных действий в рамках программы Vision 2030 неизбежно предполагают работу сразу на нескольких фронтах, причём тщательно скоординированным, контролируемым образом. Для реализации программы потребуются мощные административные и операционные ресурсы, и как раз в тот момент, когда королевство не только столкнулось со снижением нефтяных доходов и вынуждено тратить значительные золотовалютные резервы, но и всё больше занято отстаиванием своей региональной роли, в том числе в Сирии и Йемене.
На таком фоне быстрое проведение первых, ярких мер в рамках программы Vision 2030 сразу после её объявления вселяет надежду. Сохранение взятого темпа при поддержке постоянной обратной связи с основными группами населения внутри страны, видимо, и станет тем критическим фактором, от которого будет зависеть успех программы. За ходом реализации Саудовской Аравией этого важнейшего проекта реструктуризации экономики внимательно наблюдают не только пять других членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, но и многие другие страны.
Внимание, которое привлекает программа Vision 2030, не удивительно. И дело не только в фундаментальных экономических реформах. Если Саудовская Аравия сумеет перестроить свою экономику, в том числе провести реформу институтов и реструктуризацию экономических стимулов, другие страны региона и за его пределами, столкнувшиеся с аналогичными трудностями, вдохновятся последовать её примеру.