На тот случай, если президент Башар аль-Асад не разрешит грузовому транспорту доставлять припасы в осажденные города, Соединенные Штаты и Россия предлагают сбрасывать продовольствие и прочую неотложную помощь с воздуха. Сбрасывание грузов с самолета — это рискованный и отчаянный шаг. Это дорого, точно сбросить помощь очень трудно, и если она попадет мимо цели, могут погибнуть или пострадать те люди, для которых эта помощь предназначена.
На первый взгляд этот шаг похож на гуманитарный жест двух стран, которые вроде бы являются партнерами, стремящимися к прекращению кровопролитной гражданской войны в Сирии. Но на самом деле он в очередной раз показывает двуличие российского президента Владимира Путина в Сирии и в других местах. Асад сохраняет власть в основном благодаря российской военной помощи. Трудно поверить, что Путин, воображающий себя человеком, который может добиться желаемого, не в состоянии убедить Асада позволить гуманитарным конвоям пройти в блокированные города.
Сирия — это лишь одна страна, где навязчивое стремление Путина снова сделать Россию великой усиливает нестабильность, а также порождает политическую подозрительность и враждебность, которая ослабла после распада Советского Союза.
Спустя год после вторжения на Украину и аннексии Крыма Россия в 2015 году подписала в Минске соглашение, которое должно было положить конец боевым действиям. Сейчас она нарушает данное соглашение, а боевые столкновения между украинскими войсками и поддерживаемыми Россией сепаратистскими силами достигли своего пика с момента прекращения огня в 2015 году.
Россия также проводит агрессивные и опасные действия в воздухе и в открытом море. На прошлой неделе британские истребители осуществили перехват трех российских военно-транспортных самолетов, приближавшихся к прибалтийским государствам. 29 апреля российский боевой самолет подлетел на расстояние 30 метров к американскому истребителю в небе над Балтийским морем и выполнил над ним фигуру «бочка», что могло закончиться катастрофически. Двумя неделями ранее два российских самолета 11 раз совершили атакующий маневр и пролетели в опасной близости от американского эсминца в Балтийском море.
Все это создает риск прямой конфронтации с Соединенными Штатами. Американские вооруженные силы проявляют сдержанность, но решения о том, представляет ли приближающийся самолет угрозу, принимаются мгновенно, и здесь никто не может гарантировать такую сдержанность.
Обеспокоенность по поводу России среди восточноевропейских членов НАТО вынудила альянс разработать планы по развертыванию четырех боевых батальонов численностью примерно в тысячу человек каждый в Польше, Литве, Латвии и Эстонии. Два батальона будут из США, один из Германии и один из Британии. Этого недостаточно для отражения российского нападения, но НАТО надеется, что данные силы удержат Москву от перехода границ альянса. НАТО также продолжает создавать европейскую систему противоракетной обороны, предназначенную для обеспечения защиты от иранских ракет. На прошлой неделе открылась база в Румынии, а также началась работа по созданию базы в Польше. В планах НАТО появляется все больше и больше военных учений.
Путин имеет неправильное представление о НАТО, в которой после окончания холодной войны была проведена масштабная демилитаризация, и считает ее угрозой. Его агрессивное поведение способно привести к созданию того самого усиленного альянса, которого он боится, и который намного серьезнее относится к военным расходам, несмотря на проблемы с экономического роста, сирийских беженцев и свою политическую дисфункцию.
В июле 28 членов НАТО соберутся в Варшаве. Это весьма своевременная встреча для демонстрации и подтверждения своей решимости. В июне истекает срок действия санкций, введенных против России из-за ее вторжения на Украину, и их надо будет продлевать. Вместе с тем, членам НАТО целесообразно держать каналы для диалога с Россией открытыми. Путин мог бы серьезно повысить шансы своей страны на восстановление международного престижа, если бы он занялся диверсификацией экономики и конструктивным сотрудничеством с Западом.