Когда слышишь слово «Путрампен», представляешь себе нечто, похожее на милого медвежонка или добродушного увальня. Об этом парне можно было бы рассказывать внукам сказки на ночь. Но Путрампен — иная фигура. На деле это отвратительное чудовище, которое вползло в международную политику.
Первым о феномене Путрампена заговорил британский историк и писатель Тимоти Гартон Эш (Timothy Garton Ash), чей проницательный анализ новейшей истории Европы я всячески рекомендую. Слово составлено из имен «Путин», «Трамп», «Ле Пен». Так что любой может — и должен — осознать, что мы имеем дело с серьезной угрозой нынешнему миропорядку, сформированному после окончания холодной войны и базирующемуся на наборе договоренностей, альянсов и обязательств, которые ныне лежат в основе нашего свободного западного общества.
Семья Ле Пен нам уже знакома. Хотя Марин Ле Пен — мягкая версия собственного отца, можно предположить, что на следующих президентских выборах она будет одним из двух кандидатов на выбор избирателей в последнем раунде голосования.
Феноменальный Дональд Трамп может рассчитывать на статус кандидата от республиканцев на выборах президента этой осенью, и даже если вероятность его избрания крайне не высока, ничего нельзя сказать заранее. Кто мог предположить всего несколько месяцев назад, что Трамп обыграет всех прочих кандидатов от партии Линкольна и Рейгана?
Если вспомнить все высказывания Трампа о договорах, альянсах и нормах международной политики, у кого угодно, кто верит в основополагающие свободы в основе нашего мира, по спине пробежит холодок. Одно дело, когда он пошло и вульгарно ведет себя по отношению к политическим противникам и вообще ко всем, кто осмеливается усомниться в его поведении. Но угрозы выйти из международных договоров и отказаться от взятых на себя обязательств — это намного более серьезный вызов.
Надо отметить, что в бизнесе он давно уже известен, причем не с лучшей стороны. Трамп не раз обращался к большому американскому законодательству по вопросам конкуренции, когда дело касалось чужих убытков. И он известен стремлением требовать особые скидки при первичном заключении договора. За небольшими поставщиками в его проектах тянется кровавый след банкротств. Но, объясняя, как им пришло в голову за него голосовать, люди часто говорят о его способностях бизнесмена и умении заключать сделки.
Любопытно, что в некоторых вопросах позиция Трампа совпадает с точкой зрения известного социалиста Берни Сандерса, чей ошеломительный успех может пошатнуть рейтинг Хиллари Клинтон как кандидата на пост президента от демократов. И Сандерс, и Трамп громогласно высказываются против международных торговых договоров, поскольку уверены, что свободная торговля лишит США рабочих мест. Так что мы видим, что избирательная кампания повернула Америку в направлении протекционизма и изоляционизма. Хиллари Клинтон тоже почувствовала на себе давление, призывающее отказаться от обоих договоров о свободной торговле — соглашении США с азиатскими странами и договоре ТТиП с Европой.
В ходе прощального визита в Европу президент Обама несколько укрепил позиции ТТиП, но трудно поверить, что этот договор воплотится в жизнь, когда немецкое общественное мнение настолько негативно настроено. После президентских выборов в США политическое окно для свободной торговли между американцами и европейцами, которые хотят обогатиться, будет закрыто.
Помимо прочего, Обама подчеркивал важность европейского сотрудничества, обращаясь в первую очередь к британцам, которые через мeсяц голосуют о выходе страны из ЕС.
Путрампен давно уже прилагает все усилия, чтобы поддержать разобщающие тенденции в Евросоюзе. Путин использует для этого любые средства и даже финансирует Ле Пен во Франции. Трамп заявил, что британцам будет лучше вне ЕС. И все трое выражают взаимное восхищение «сильным лидерством»…
Как уже было сказано выше, опасность исходит изнутри. И страшно, что она уже почти здесь.
Уффе Эллеман-Йенсен пишет о международной политике. В 1982-1993 годах он был министром иностранных дел Дании. Как человек, который участвовал в политике много лет, он лично знаком со многими мужчинами и женщинами на высоких политических постах по всему миру. Сегодня Эллеман — член многих политических фондов и аналитических центров. Много лет он на постоянной основе сотрудничал с Berlingske Tidende.
Комментарии читателей
Р. Харальд Кристенсен (R. Harald Kristensen), 19 мая 2016 11:07
«Таких людей, как Трамп, Ле Пен и Путин, порождает растущий экономический разрыв между богатыми и бедными. Он вызывает враждебность, делит людей на „нас“ и „их“. Голубоглазых и кареглазых. Помните этот эксперимент? Датская Народная партия также делит население на „их“ и „нас“. Капаин Сёрен Есперсен думает, что мы запросто можем звать черных неграми и Обаму тоже зовем негром. Генетически Обама происходит от двух людей белой и черной расы. Я не хочу сказать, что мы, белые, можем называть других неграми. Речь не об этимологии, а о том, что мы вкладываем в это слово. Можно ли создать мирное сообщество, если фокусироваться на цветах и религиях? Те люди предлагают населению лучшую жизнь и экономическое процветание, но не объясняют, как этого добьются. Трамп говорит, что не знает, как можно жить на такие низкие зарплаты. Отвечает ли он на вопрос, как и когда решит эту проблему? Нет, не отвечает и не решит. Их можно сравнить с торговцами. Чем беднее и маргинальнее народ, тем крепче он хватается за каждую соломинку, обещающую лучшую жизнь. Так что у них есть шанс прийти к власти. По той же причине намерение Венстре понизить пособия — ошибка. Это может отправить некоторых бедных мигрантов прямо в руки экстремистов, и в результате интеграция будет проходить неэффективно. Этим троим, кто в действительности провозглашает не демократию, а автократию, легко приманить наивных бедняков, людей с низким уровнем образования, а также незажиточных пенсионеров. Эрдоган тоже на пути к автократии? Понятие демократии отличается в разных странах. Хорошо, когда люди радуются своим корням, как, например, я, но нельзя восторгаться до потери разума. Здоровое сомнение — лучший спутник в защиту от демагогии этих людей. Многие уже устали от наших демократически избранных политиков, и не без причины. Но вряд ли они хотят заменить демократию автократией».
Ян Ульрик Фрис (Jan Ulrik Friis), 19 мая 2016, 11:32
«Мой маленький сын, не по годам умный парнишка, еще даже не ходит в школу. Стоя в очереди в супермаркете, он провозгласил при всем честном народе: „Когда Путин состарится, я хочу быть президентом“. Пожилой человек в очереди спросил моего сына: „И что же ты будешь делать, когда станешь президентом?“ Сын: „Больше не будет цен в магазинах, все будет бесплатно“. Не волнуйтесь, Путин точно продержится не больше сорока лет, так что есть основания для оптимизма. Интересно, не предпочтет ли он однажды вернуться к советской экономике с распределением бесплатного хлеба и консервов. Но меня больше беспокоят жизнь и будущее ЕС за пределами Федерации: с 80 миллионами турок возникает ядовитая смесь, а там недалеко и до гражданской войны.
Как долго Дания будет позволять Брюсселю и Меркель диктовать условия, даже сейчас, когда их безумие очевидно для всех и каждого? Лучше последовать примеру Британии и покинуть саморазрушающийся Евросоюз, пока мультинациональные предприятия под контролем США не захватили власть и не начали править Данией и пока ее не заполонили всякие исламисты. После каникул фолькетинг в октябре вернется в жестокую, неприятную, злую реальность.
Октябрь = GAME OVER!!!! GAME OVER!!!»