В том, что касается отношения международной общественности к намеченному на следующий месяц референдуму по Brexit, многие зарубежные лидеры — в том числе и президент США Барак Обама — во весь голос призывают Британию остаться в составе ЕС.
Но есть одно существенное исключение — в Москве, по словам аналитиков, выход Британии из Евросоюза воспримут не как трагедию, а как серьезную благоприятную возможность.
Особых признаков того, что в Москве предпринимаются попытки повлиять на исход предстоящего голосования, не наблюдается, но, бесспорно, здесь прекрасно понимают, что ослабленный Евросоюз, поглощенный заботами, связанными с нежелательными последствиями выхода Британии, стал бы более уступчивым партнером по переговорам.
Поскольку на протяжении нескольких последних месяцев Европа борется с миграционным кризисом и угрозой терактов, в официальных заявлениях Москвы чувствуется некое злорадство. Даже высказываются предположения, что Россия пытается и дальше нагнетать напряженность, в частности, своими связями с праворадикальными партиями.
Если Великобритания выйдет из состава Евросоюза, Москва сможет увидеть в этом благоприятные внешнеполитические возможности. У Европы, занимающейся проблемой ухода Британии и сложного распутывания отношений с ней, уже не будет прежней способности выступать единым фронтом в таких вопросах, как украинский кризис, а сама Британия, традиционно бывшая одним из самых жестких в Европе критиков России, может внезапно оказаться более расположенной к приобретению новых друзей.
Есть еще и внутренняя причина, по которой Кремль может быть чрезвычайной заинтересован в Brexit, считает аналитик Сергей Уткин. «Официальная пропаганда пытается внушить российским гражданам, что им гораздо лучше жить в России, чем в загнивающей Европе. Учитывая миграцию, проблемы с безопасностью и все остальное, жизнь в России лучше. Выход Британии из ЕС был бы еще одним аргументом этой идеологической риторики, согласно которой Европа разваливается».
В российских деловых кругах пока плохо себе представляют, что может означать выход Британии из ЕС. «Существует определенное любопытство в отношении краткосрочных перспектив, но что касается более отдаленного будущего, то никто ничего не знает», — говорит Том Блэквелл (Tom Blackwell), директор EM Communications, сотрудничающей с некоторыми крупными российскими компаниями.
Возможно, это отчасти объясняется тем, что любая попытка России агитировать за выход Британии из ЕС была бы контрпродуктивной. «Учитывая то, как воспринимают Россию, вряд ли она смогла бы сделать что-то особое, — говорит Уткин. — На данный момент Россия никак не может повлиять на результаты референдума, даже если она, возможно, и поддерживает Brexit, поэтому самое лучшее — это держаться на расстоянии».
В начале месяца в Москве с трехдневным визитом находилась делегация членов Комитета по международным делам Палаты общин парламента Великобритании в рамках изучения вопросов развития двухсторонних отношений между Великобританией и Россией. Во время визита члены британского парламента рассказали, что в ходе их встреч с российскими политиками и официальными лицами тема референдума о членстве в ЕС особо не затрагивалась, поскольку нецелесообразно вовлекать их российских коллег в обсуждение этого вопроса.
После встречи с членами британского парламента один из высокопоставленных российских чиновников, занимающийся международными вопросами, Алексей Пушков заявил, что «Лондон обрек себя на нулевую роль по Украине и третьи роли в сирийском кризисе» из-за своей неконструктивной политики в отношении Москвы. Британия, выйдя из состава ЕС, позволила бы России активнее разыгрывать эту карту, что предполагает более тесные двухсторонние отношения с Лондоном. У России могли бы появиться возможности и в Европе, которая была недовольна выходом Британии.
«Если Британия выйдет из ЕС, это могло бы открыть новые возможности, которыми Москва могла бы воспользоваться и обратиться к британским властям со словами: „В ваш адрес звучат все эти злые высказывания из Евросоюза, который оскорблен вашим решением выйти из его состава. Вам теперь нужны друзья, и мы готовы сотрудничать“», — говорит Уткин.
По словам западных дипломатов, тема Brexit пока занимает в российской официальной риторике, в лучшем случае, второстепенное место. Однако то, какова будет реакция Кремля, если вдруг пути Лондона и Брюсселя разойдутся, весьма небезразлично для жителей Украины.
«Россия радуется и пользуется дезинтеграцией в Европе, кризис с беженцами отвечает интересам России, и Москва его обостряет», — считает депутат Верховной Рады Украины Алексей Рябчин. По его словам, голос Британии внутри Евросоюза имел очень большое значение для оказания давления на маленькие страны в целях выступления единым фронтом против Москвы.
«Во Франции или в Германии существует сильный пророссийский лагерь, а в Британии этого нет. Британия всегда играла в Евросоюзе важную роль, выступая в поддержку Украины перед такими странами, как Греция и Испания, и без ее голоса позиция Европы по отношению к России будет гораздо слабее».