Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Куда путь держишь, великий султан Эрдоган?

© AP Photo / AP PhotoПремьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган
Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Реджеп Тайип Эрдоган бессменно стоит у власти в Турции с 2002 года и шесть раз побеждал на выборах премьером и президентом. Без сомнения, он — самый знаковый политик в стране со смерти Ататюрка. Все знают наследие Мустафы Кемаля. Но что оставит после себя новый султан Эрдоган? Его самолюбие дошло до того, что его бросил даже Ахмет Давутоглу.

Реджеп Тайип Эрдоган бессменно стоит у власти в Турции с 2002 года и шесть раз побеждал на выборах премьером и президентом. Без сомнения, он — самый знаковый политик в стране со смерти Ататюрка.

Все знают наследие Мустафы Кемаля. В идеологической сфере он провел модернизацию общества, добившись полного разделения мирского и духовного и ограничив религиозные практики сферой частной жизни. Во внутренней политике он построил сильное государство, которое снискало уважение как суннитского большинства, так и алевитского и курдского меньшинств. Во внешней политике он придерживался нейтралитета, который позволил Турции избежать ужасов Второй мировой войны, и не обращал внимания на дела арабо-мусульманского мира.

Но что оставит после себя новый султан Эрдоган? Идеологически он — «брат-мусульманин». То есть, он верит в национальный суверенитет и ценность политического действия. Однако в душе он считает, что человеческий закон никогда не будет выше божественного, в связи с чем любое законодательство должно подчиняться шариату. Во время его визита в Париж в октябре 2014 года я задал ему вопрос о том, нужно ли исламу проводить реформы, как это было с христианством в Европе XVI века. Его ответ был категоричным: «Нет, исламу не нужны никакие реформы!» Идеологии «Братьев-мусульман» 88 лет. Дала ли она хоть что-то конкретное мусульманским массам по всему миру?  

Во внутренней политике Эрдоган поставил на первое место авторитарный президентский режим, хотя на протяжение первого десятилетия этого века прекрасно справлялся со всем и в рамках парламентского. Его самолюбие дошло до того, что его бросил даже Ахмет Давутоглу, один из самых верных соратников, который сначала был его министром иностранных дел, а затем премьером.

Что еще хуже, турецкий лидер растоптал императив народного согласия и окунулся в ядовитые наслаждения национализма. Новая линия привела его к ненужному разрыву перемирия, которое он сам же заключил с курдами РПК в 2013 году.

Представители алевитского меньшинства (этого либерального и неортодоксального течения в исламе придерживаются 15% населения) обвиняют его в том, что он разработал против них коварный план: привезти на их территорию на юго-востоке страны тысячи суннитов-исламистов из Сирии. Как считает светская оппозиция, Эрдоган придерживается стратегии сообщающихся сосудов: отправить курдов и алевитов в Европу (благодаря вырванному у Меркель смягчению визового режима), чтобы заменить этих неспокойных граждан, которые не согласны с его исламистским отношением к политике, арабскими суннитами, придерживающимися той же, что и он, идеологии.

Если эта теория подтвердится на практике, все будет куда серьезнее прошлых систематических посягательств режима на общественные свободы (отправленные за решетку журналисты, несправедливые судебные процессы, запуганные госслужащие и т.д.). 

Во внешней политике Эрдогана обуяла гордыня. Он ведет себя, как новый султан суннитского мира. 10 мая он поручил послу в Бангладеш выразить протест против прошедшей накануне казни Мотиура Рахмана Низами, лидера исламистской партии «Джамаат-и-ислами».

Как объяснить такую реакцию Турции на событие, которое совершенно ее не касается, произошло в никак не связанной с Османской империей азиатской стране (находится на расстоянии в 5 тысяч километров от Турции) без тюркоязычного населения?

Эрдоган охвачен ностальгией по временам Османской империи и мечтает о Турции во главе мусульманского мира.

Это стремление отразилось на его внешней политике. С 2002 по 2010 год Турция придерживалась курса на отсутствие проблем с соседями, старалась поддерживать хорошие отношения с Сирией, Ираном и Россией. Тем не менее арабская весна 2011 года лишила Эрдогана всяческого чувства меры, подтолкнув его к авантюристской политике и систематической поддержке исламистов в мусульманских странах, Египте, Тунисе, Ливии и Сирии. Но этот курс обернулся провалом: исламистам нигде не удалось удержаться за власть.

В отношениях с Турцией по миграционным вопросам ЕС нужна холодная голова. Почему мы поддаемся рэкету Эрдогана, который проводит самоубийственную внутреннюю и внешнюю политику? С учетом состояния турецкой экономики, султан куда больше нуждается в нас, чем мы в нем. Вся его сила в том, что ему удается заставить нас поверить в обратное.