Двухдневное восточносибирское жаркое лето закончилось дождем со снегом на пути из Иркутска вдоль южного берега Байкала к Дальнему Востоку и Улан-Удэ, столице российской республики Бурятии.
Дорога извивалась серпантином по невысоким горам, и скоро дождь со снегом перешел в настоящий снег. В конце концов, дорога спустилась к маленькому городу Култук, самому западному на побережье Байкала.
Вдоль южного берега Байкала шла отличная дорога. Вблизи села Выдрино у дороги голосовал мужчина в камуфляже. Автостоп! Редкая роскошь.
На одометре «Лады» уже скоро будет 8 тысяч километров, но за все время пути я встретил всего шестерых голосующих. Все меньше людей по всему миру путешествуют автостопом, и в этом можно обвинить интернет. Сейчас все договариваются о помощи в дороге через социальные сети.
Я подвез троих, мимо остальных проехал, не останавливаясь, из-за ситуаций на дороге или своего плохого настроения.
Первой я подвозил татарскую девушку в Челябинской области, которая не проронила ни слова.
20-летний Николай, которого я вез до города Кемерово, был очень зол. Три месяца назад он выехал из-под Владивостока на строительные работы в Краснодар в южной части России, это почти 9 тысяч километрах от его дома.
Его привлекла месячная зарплата в размере больше тысячи евро, в четыре раза больше, чем дома. К сожалению, ему не выплатили ни копейки, и Коля возвращался домой без денег. В целом в России он не смог увидеть ничего хорошего.
«И напиши в своей газете, что российские работодатели могут кинуть», — проворчал парень. Мгновение он повозился в телефоне и грустно сказал: «До дома еще 4 тысячи километров».
В свою очередь, подсевший ко мне у берега Байкала в Выдрино мужчина в камуфляже, Женя Вагин, 38 лет, был человеком, настроенным очень положительно. Он ехал домой в поселок Каменск, в 150-ти километрах отсюда.
Семья Вагиных живет в Сургуте, в крупнейшем городе Ханты-Мансийского Автономного округа. То есть среди финских народов. Несмотря на это, Женя сказал, что я — первый финн, которого он встретил.
Женя переехал сюда, на юг Байкала, к своим бабушке и дедушке. Я не восхищался местной природой и пейзажами. Мой попутчик же оказался настоящим любителем природы. Он гордился тем, что этой зимой наконец увидел редкую байкальскую нерпу.
Зимой он работает лесорубом, а лето проводит в лесу за другими занятиями: ловит рыбу, ходит по грибы и ягоды.
Я спросил, где можно остановиться, чтобы поплавать в Байкале, говорят, купание в его воде творит чудеса. Женя на мгновение задумался и предложил место с песчаным берегом и переходом под Сибирской магистралью. Железная дорога как раз проходит между автодорогой и берегом.
В нужном нам месте велись строительные работы, зная о которых я объехал ряд грузовиков. Прямо там я не хотел останавливаться, и местный гид предложил следующее место в западной части небольшого городка Бабушкин.
Когда мы добрались до нужного места, стало понятно, почему Женя его выбрал: под железнодорожным мостом течет источник, из которого он набрал чистой воды во все пластиковые бутылки, которые нашел у дороги. Здесь, говорят, лучшая вода, и она полезна для детей.
А что же он скажет о политике?
«Эти Путин и Медведев — как две лапы, могут править по очереди до конца света», — сказал Женя. А потом процитировал чью-то мудрость: «Россия не станет нормальной страной, пока ею не будет руководить женщина».
Подумав полсекунды, я заявил, что совершенно с ним согласен.