Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Проведут ли Польша и Украина дерусификацию под видом декоммунизации?

© AP Photo / Sergei ChuzavkovУльтраправые активисты разрушают памятник советской эпохи в Киеве
Ультраправые активисты разрушают памятник советской эпохи в Киеве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Скоро с карты Украины исчезнет Днепропетровск. Конечно, не сам город, а его название. Украинский парламент принял постановление о его переименовании в Днепр. Оказывается, не только Польша ввела закон об очищении общественного пространства от названий, увековечивающих память о коммунистической эпохе: сходное решение о декоммунизации приняли также власти Украины.

Скоро с карты Украины исчезнет Днепропетровск. Конечно, не сам город, а его название. Украинский парламент принял постановление о его переименовании в Днепр. Оказывается, не только Польша ввела закон об очищении общественного пространства от названий, увековечивающих память о коммунистической эпохе: сходное решение о декоммунизации приняли также власти Украины.

Если в Польше исчезнет около 1300 названий улиц (например, Красной армии или Феликса Дзержинского), то в украинских городах их может оказаться в несколько тысяч раз больше. Переименованию могут подвергнуться 900 населенных пунктов, чьи названия напоминают о коммунизме, например, Днепродзержинск будет называться Каменское, Димитров — Мирноград, а Красноармейск — Покровск.

Такие шаги польских властей, как демонтаж памятника «Четырем спящим» (Памятник советско-польскому братству по оружию, — прим.пер.) в Варшаве или снос монумента генералу Черняховскому в городе Пененжно встретились в свое время с протестом российских властей, которые назвали их антироссийскими. Решения парламента в Киеве также вызвали волну критики со стороны российских политиков и публицистов. Пресс-секретарь российского МИДа Мария Захарова даже назвала украинских депутатов «зомби-недоучками».

Реакция Москвы свидетельствует в первую очередь о том, что российские власти считают коммунизм частью национального достояния, которое вызывает не стыд, а гордость. Для многих жителей Российской Федерации Ленин или Сталин остаются положительными фигурами, которые внесли большой вклад в укрепление великодержавной позиции их страны.

Поразительную интерпретацию нынешних событий предложил российский политолог Дмитрий Куликов. Он заявил, что декоммунизация — это антиукраинская тенденция, поскольку вся Украина — это коммунистический проект. В связи с этим борьба с коммунистическим наследием — это, по сути, подрыв корней украинской государственности. С точки зрения Куликова у украинцев нет никаких положительных героев, кроме тех, кто служил московским оккупантам. Будто в их истории не было таких людей, как, например, Петр Конашевич-Сагайдачный, Иван Выговский, Иван Мазепа, Филипп Орлик, Симон Петлюра, Марк Безручко, Василий Стус, Вячеслав Черновол и многие другие. Российская публицистка Анна Шафран считает, что за декоммунизацией общественного пространства на Украине на самом деле скрывается дерусификация. Так сложилось, что 570 коммунистических фигур, от чьих фамилий будут избавляться, — это по большей части русские.

Больше всего эмоций вызывает история миллионного Днепропетровска, названного в честь Григория Петровского — большевистского деятеля и одного из организаторов Голодомора на Украине, во время которого в 1932-1933 годах голодной смертью умерли несколько миллионов людей. Это все равно, что назвать в Израиле какой-нибудь город Эйхманградом в честь Адольфа Эйхмана, говорят сторонники декоммунизации.

Против переименования Днепропетровска сильнее всего протестовал пророссийский Оппозиционный блок, утверждавший, что название города на самом деле происходит от имени святого апостола Петра. Сложно, однако, поверить, будто большевики решили таким образом почтить память одного из учеников Христа и первого Папы.

Именно тема Днепропетровска служит коронным аргументом в пользу того, что киевские власти занимаются дерусификацией, а не декоммунизацией. Упоминавшаяся выше пресс-секретарь российского МИД Мария Захарова отмечает, что украинцы решили не возращаться к прежнему названию города — Екатеринослав, хотя оно связано не с коммунизмом, а с правлением царицы Екатерины II (отмечу: той самой, которая произвела три раздела Польши).

Но для украинцев, равно как и для поляков, Екатерина — это не та фигура, которая достойна увековечивания. Ведь она была правительницей, которая стремилась уничтожить казацкую автономию и в 1775 году ликвидировала Запорожскую сечь, запретив использовать это название в будущем. Кроме того, она положила начало проекту Малороссии, то есть колонизации украинских земель русскими поселенцами.

Последние решения киевских властей показывают, что они хотят попрощаться не только с коммунистической символикой, но и с наследием зависимости от России — гораздо более старым явлением, чем коммунизм.