Предварительные выборы, которые партия «Единая Россия» провела в воскресенье, 22 мая, удались на славу. Правда, их организаторы в слово «успех», скорее всего, вкладывали несколько другой смысл, чем обычно. Одно можно сказать наверняка: властям удалось привлечь внимание значительной части аполитичного населения к выборам. Даже самому аполитичному гражданину интересно почитать в новостях, например, о том, что на многих участках для голосования итоги праймериз не могут быть подведены, потому что мобильник с информацией об итогах голосования «утонул в унитазе».
Победители и проигравшие
Партия власти, то есть «Единая Россия», располагает в стране ресурсом приблизительно в 9 миллионов человек. Такие выводы позволяют сделать итоги воскресных праймериз. Именно столько живых и «мертвых» душ удалось, по официальным данным, согнать единороссам на избирательные участки.
Интересно, конечно, было бы узнать, сколько реально людей участвовало в праймериз, скольких привезли, кто голосовал по несколько раз, а за кого просто вбросили бюллетень. Тогда можно представить, каков процент фальсификации в среднем на российских выборах — как парламентских, так и президентских. Впрочем, для самих праймериз не так уж и важно, голосовало в реальности 30% от заявленного числа или, скажем, 80%. Не играет большой роли ни для кого, кроме самих участников, даже то, что в итоге может выясниться: 90% голосов на этих псевдовыборах получены за счет того, что одни и те же люди по нескольку раз голосовали на разных участках. Потому что мы знаем главное — всеми правдами и неправдами единороссы могут «нарисовать» себе 9 млн голосов.
Имитация выбора
Много это или мало — 9 миллионов? Если считать от общего числа избирателей в России (около 100 млн), то это меньше 10%. Достаточно, чтобы осенью пройти в Госдуму, но мало, чтобы победить. Однако явка редко превышает 50-60%, и тогда уже 9 миллионов — приблизительно пятая часть голосов. Это уже немало, особенно если добавить к бюджетникам, приведенным единороссами, людей, лично зависимых от губернаторов, и тех (а они есть), кто сам честно голосует за «Единую Россию», например, как партию Путина, но ни на какие праймериз не ходит.
Что касается самого хода компании, то надо признать, что во многих округах на этих псевдовыборах конкуренция явно была. Ради места в партийном списке кандидаты готовы были поубивать друг друга. Правда, они не боролись, как это принято на нормальных выборах, за сердца и голоса избирателей. Конкурировали не программы и даже не личные харизмы кандидатов.
Борьба шла между клиентелами, то есть группами экономически зависимых людей. Фактически — крепостных, принадлежащих единороссам и беспартийным участникам праймериз. Это люди, работающие на предприятиях (государственных и частных), подконтрольным кандидатам, студенты, так называемые бюджетники. Им велели — и они проголосовали, иногда по нескольку раз. Именно из них (и с их помощью) нарисовала «Единая Россия» явку на праймериз более 9 миллионов человек.
Слово клиентела пришло к нам из Древнего Рима. Когда там наступил упадок демократии и дело шло к установлению империи, на выборах все чаще стали побеждать те, кто мог привести на Форум толпу побольше, которая кричала бы погромче. Нелишним также было, если среди прикормленных кандидатом бедняков находилось много бывших солдат. Тогда оппоненты оказывались побиты в прямом и переносном смысле этого слова. Так что можно сказать, что праймериз «Единой России» прошли в лучших традициях древнеримской демократии периода ее упадка.
Цели и задачи
Можно ли хоть с какой-то точки зрения назвать прошедшее голосование завоеванием демократии, как это подают российские официозные СМИ? Разве что в том смысле, что Кремль и правда потерял контроль над ходом праймериз в некоторых регионах, где схватились особенно обеспеченные человеческим и административным ресурсом кандидаты. Все спускаемые сверху команды о недопущении откровенных фальсификаций наталкивались на местном уровне на звуконепроницаемую стену. Фальсифицировали, фальсифицируем и будем фальсифицировать — отвечали провинциальные группировки, защищая свои корпоративные интересы.
Впрочем, президентская администрация и столичные функционеры «Единой России» оставили для себя возможность переписать итоги предварительного голосования партхозактива партии. Предварительные итоги голосования будут подведены только 27 мая. Ну а окончательное решение о том, кто попадет в партийный список, а кого выдвинут в одномандатных округах, единороссы примут только в июне на съезде.
За это время все скандальные и несистемные фигуры можно будет вычистить, а слишком активным региональным группировкам вправить мозги, чтобы они не скандалили и не требовали вернуть «украденную победу». Но от этого сами праймериз из крепостных псевдовыборов не превратятся в праздник демократии.