Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Почему ЕС бессилен в Ираке и Сирии

По вопросам Ирака и Сирии, а также борьбы с ДАИШ в Европейском Союзе сохраняется глубочайший раскол, поскольку интересы государств-членов так и не удается примирить. Все это еще больше обостряется подъемом популизма на континенте.

© AP Photo / Yorgos KarahalisИстрепавшиеся флаги ЕС и Греции
Истрепавшиеся флаги ЕС и Греции
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
У государств ЕС нет четкого мнения о том, какую позицию следует занять по отношению к российскому вмешательству в поддержку Асада. Кроме того, существуют серьезные разногласия по поводу России из-за ее действий на Украине. Наконец, многие государства Северной и Восточной Европы не считают Ближний Восток приоритетным регионом и гораздо больше беспокоятся насчет агрессивного поведения Москвы.

Atlantico: В понедельник министры иностранных дел европейских стран собрались в Брюсселе, чтобы утвердить заключения по региональной стратегии ЕС в Сирии и Ираке, а также угрозе ДАИШ. Но действительно ли у ЕС есть подобная «региональная стратегия»? Что в ней содержится (по Сирии, Ираку, борьбе с ДАИШ)?

Франсуа Жере:
У ЕС нет ни общей дипломатии, ни вооруженных сил, которые можно было бы задействовать в операциях. В результате ему приходится ограничиваться лишь инструментами «мягкой силы».

Кроме того, война в Сирии — чрезвычайно сложный конфликт, о чем вот уже четыре года свидетельствуют трудности, с которыми сталкиваются иностранные державы в попытках наладить дипломатический диалог… У государств-членов ЕС нет четкого мнения о том, какую позицию следует занять по отношению к российскому вмешательству в поддержку Асада. Кроме того, в каждой из стран существуют серьезные разногласия по поводу России из-за ее действий на Украине. Наконец, многие государства Северной и Восточной Европы не считают Ближний Восток приоритетным регионом и гораздо больше беспокоятся насчет агрессивного поведения Москвы.

— По ряду международных вопросов государствам-членам ЕС очень сложно добиться единогласия в дипломатической сфере. Возможна ли договоренность по сирийскому и иракскому вопросам и борьбе с ДАИШ? Есть ли шансы прийти к консенсусу по итогам этой встречи?

— ЕС остается лишь следовать инициативам всех государств-членов: они обладают суверенитетом в действиях и средствах, которые намереваются применить в военной сфере. Учитывая, что некоторые государства ЕС отказываются вести диалог с сирийским режимом, ЕС не может предпринять никаких инициатив с этой стороны. Вероятны лишь гуманитарные программы по типу тех, что проводит ООН. ЕС может выделить средства для беженцев, гуманитарных организаций в Сирии и Ираке или же в соседних странах, где сейчас находятся беженцы: Турции, Иордании, Ливане.

— Европейские страны уже не первый месяц находятся под прицелом ДАИШ, однако на уровне ЕС не было предпринято никаких эффективных и конкретных мер. Почему?

— Теракты 2015-2016 годов во Франции, Бельгии и Дании продемонстрировали серьезность угрозы… Ответственный по борьбе с терроризмом в ЕС Жиль де Кершов (Gilles de Kerchove) регулярно предупреждает о множестве видов атак, в том числе кибернетических, которые могут произойти в будущем. Тут меры носят национальный или в некоторых случаях многосторонний характер, не выходя при этом на уровень ЕС.

Как бы то ни было, у ЕС имеются механизмы вроде Европола и Евроюста, которые могут оказаться весьма эффективными, если ведомства национальных государств согласятся в полной мере сотрудничать с ними и предоставят им необходимые сведения. Осознание масштабов террористической угрозы подтолкнуло принятие пакета мер по идентификации авиапассажиров. Это, конечно, важный шаг, но чудодейственным решением он не станет. У террористов в брюссельском аэропорту не было билетов! В финансовой сфере ЕС мог бы усилить систему контроля за платежами и операциями. То же самое касается продажи огнестрельного оружия (регистрация, отслеживание). Наконец, в соответствии с рекомендациями от декабря 2015 года ЕС может сформировать систему надзора за гражданами, которые могут отправиться в зоны конфликтов. Последний вопрос: борьба с радикальной идеологией и распространением исламизма. Пока что в ЕС отказывались от создания подобного механизма контрпропаганды по этическим соображениям, а также потому, что некоторые государства хотели включить в его сферу деятельности и российскую пропаганду. Эта проблема носит преимущественно политический характер, и тут возможны подвижки, если сосредоточиться исключительно на радикальном исламизме.

— На встрече будет поднят и миграционный вопрос. На что еще стоит рассчитывать после подписания навлекшего на себя столько критики договора с Турцией? Действительно ли ЕС задействует все имеющиеся средства для поиска решения?


— Евросоюз переживает сильнейший кризис в связи с возникновением сильнейших миграционных потоков, которые ослабнут лишь с восстановлением мира в Сирии и устойчивой стабилизацией Ливии. Тут главная задача в том, чтобы добиться единства стран-членов, а до этого пока что еще далеко. Подъем ультраправых и популистов лишь усиливает раскол. Решения без участия Турции не существует, но хитрая игра президента Эрдогана, который навлекает на себя все большую критику из-за диктаторских замашек, никак не способствует договоренности в ЕС. Нужно вести переговоры, но не поддаваться шантажу.