Евросоюз готовится к обсуждению вопроса санкций против России, срок которых истекает в июле. Как обычно, некоторые из стран колеблются в выборе. 28 апреля член французского парламента от консервативной партии Тьерри Мариани обеспечил большинство голосов в рамках необязательного вопроса в парламенте, рекомендуя Евросоюзу повысить торговые лимиты и ограничения, касающиеся России. Лишь 101 из всех 577 депутатов французского Национального собрания проголосовали, и лишь 55 из них заняли сторону Мариани. Тем не менее, это наглядно иллюстрирует тот факт, что число сторонников примирения не ограничивается лишь лагерем французского Национального фронта.
Италия может стать еще одной проблемой. В ежедневной газете Eurasia Daily Monitor независимый журналист и аналитик Эмануэль Шимия выделил Италию как лидера кампании против санкций. Представители Рима ссылаются на то, что со стороны России контр-санкции на импорт продуктов питания бьют по экономике Италии, поскольку она является вторым и главных европейских торговых партнеров России, уступая место лишь Германии, и имеет более 400 различных фирм, работающих на территории РФ. Согласно итальянской ассоциации малого бизнеса, экспортеры уже потеряли около $4 миллиардов в период с 2013-2015 годов, что составляет примерно треть всей прибыли.
Несмотря на убытки, мотивация Рима носит скорее политический характер, нежели экономический. Наиболее острое снижение экспорта из Италии в Россию испытал промышленный сектор, на который контр-санкции России вовсе не распространяются. Резкий срыв уровня торговли обуславливается пребыванием России в экономическом кризисе и падении стоимости рубля, что в свою очередь является вовсе не результатом санкций Запада, а лишь следствием снижения цен на нефть и газ, от которых Россия крайне зависима. Фактически, Россия переживает спад торговли даже со странами, не имеющими никакого отношения к санкциям, таким как Китай. В 2015 году уровень торговли между Россией и Китаем упал почти на 28 процентов.
Описанные выше факты, тем не менее, не останавливают итальянских противников санкций. Премьер-министр Маттео Ренци намерен встретиться с президентом России Владимиром Путиным и присутствовать на Санкт-Петербургском Международном Экономическом Форуме в июне. «Рим старается использовать свои привилегированные и демонстрируемые связи с Кремлем, чтобы укрепить свое положение в Евросоюзе» — пишет Шимия. Эти недальновидные планы не только эгоистичны, но еще и абсолютно бессмысленны: они обречены провалиться.
Из раза в раз Россия доказывает, что ее слово ничего не стоит. Кремль нарушил как минимум семь различных подписанных им соглашений, начиная с 1991 года, включая Будапештский меморандум, гарантирующий суверенитет Украины. Кремль также скандально нарушил свои обещания в рамках Второго минского соглашения. Если президент Ренци считает, что сможет этим летом повторить «путешествие Никсона в Китай», то он сам себя обманывает. Путин поблагодарит его за избавление от проблем и тотчас его пошлет — так же, как и всех, кому он когда-либо давал слово.
Италия, конечно же, в своем намерении нашла единомышленника в лице Венгрии — единственного в Евросоюзе друга Путина. Остальные сторонники снятия санкций — такие страны, как Кипр, бывший центр сбережений России. Или Греция, левое крыло правительства которой часто отзывается эхом пропаганды в Украине. Австрия — еще один экономически завязанное на России государство. Чехия, многие из членов политической элиты которой ведут дела с «порожденными Кремлем» олигархами. Ну и, разумеется, вездесущие немецкие деловые общества, выступавшие против санкций с самого их начала, сегодня могут оказывать давление на канцлера Ангелу Меркель, учитывая ее пошатнувшееся положение после кризиса с сирийскими беженцами.
Но все эти актеры так до сих пор и не поняли, что российское вторжение в Украину — ничто иное, как нападение на Европу, попытка России перекроить мироустройство, устоявшееся после Холодной войны. Если Россия пробьется в Украину, это лишь усугубит агрессивное поведение Путина, а не исправит его. И если западная Европа ввяжется во что-то, что представляет для России интерес, это затронет и Италию.
Конечно, противостояние России может обойтись недешево, но Европа более не зависит от каких-либо связей в Москвой. Доля торговли Евросоюза с Россией составляет не более 10% от всего объема. Он также намного меньше зависит от импорта газа из России, чем Россия — от экспорта. У Путина не осталось козырей, к тому же он сильно рискует с противниками, которые не рискуют практически ничем. Россия нервничает больше о своем запасе прочности в долгосрочных вопросах, чем о единовременных потерях.
Комментатор Павел Баев пишет, что российское празднование победы над фашизмом 9 мая завершилось, «оставляя за собой неизбежное похмелье и вопросы «что дальше?». На протяжении последнего года ответом на этот вопрос была интервенция в Сирию. В этом году, возможно, целью снова станет Украина. Во время собственного парада в честь праздника 9 мая сепаратисты из Донецка и Луганска продемонстрировали тяжелую военную технику, которая была запрещена Вторыми минскими соглашениями, среди которой были танки, гаубицы и ракетная установка «Град»
Очевидно, что сейчас — не время Евросоюзу колебаться в выполнении своих обязательств.