49,7 против 50,3. В понедельник на президентских выборах в Австрии правый популист Норберт Хофер (Norbert Hofer) проиграл с очень небольшим разрывом. Он до конца шел вровень с победителем Александером ван дер Белленом (Alexander van der Bellen), бывшим руководителем Партии зеленых.
Оказалось, что необходимо провести подсчет голосов предварительного голосования, чтобы определить разницу между кандидатами, представляющими каждый свою сторону политического спектра.
Президентские выборы — хорошие примеры того, как протестные партии на разных флангах отбирают голоса у традиционных партий власти и переворачивают с ног на голову установившиеся в Европе стандарты истины.
Социал-демократы и консервативная народная партия, доминировавшие в австрийской политической жизни со Второй мировой войны, были выбиты из кандидатской гонки уже во время первого тура голосования.
Австрийский президент является, в основном, символической фигурой, но результаты выборов показывают, что традиционным партиям приходится туго, и они рискуют быть наказанными на следующих парламентских выборах, которые должны быть проведены до октября 2018 года.
Правая популистская партия свободы (Frihetspartiet) получила более 30% голосов во время всех опросов общественного мнения, проводившихся в этом году, и она является, несомненно, самой крупной партией.
Избиратели не наивны
В течение нескольких десятилетий в Европе доминировали партии, находившиеся чуть правее или чуть левее центра. Но сейчас эту картину нарушают популистские партии, прогрессирующие как на правом, так и на левом фланге. В некоторых странах, таких, как Испания и Греция, традиционные партийные системы уже разрушены.
«Избиратели не наивны. Они видят, что партии в центре попеременно проводят одну и ту же политику, но с различной риторикой. Многие хотят перемен. То, что вызвало бурную реакцию на левом фланге, было, по-видимому, экономическое неравенство. То, что вызвало реакцию правых, был миграционный кризис», — говорит Асле Тойе, научный руководитель Нобелевского института.
Старший преподаватель Университета Бергена Элизабет Иварсфлатен (Elisabeth Ivarsflaten) считает, что общим знаменателем бунта избирателей Европы является то, как политики, утвердившиеся в своем положении, решают проблемы глобализации.
Она выделяет три тенденции:
— Недовольство решением проблем финансового кризиса вызвало возникновение левого движения против существующих общественных устоев, приведшего к успешным действиям движения Podemos в Испании и победе на выборах крайне левого политика Джереми Корбена (Jeremy Corbyn), стоящего во главе лейбористской партии Великобритании. «Они думают, что политики не обращают внимания на простых людей», — говорит Иварсфлатен.
— Критическое отношение к ЕС, подтвержденное, в первую очередь, успехами Партии независимости Великобритании (United Kingdom Independence Party, UKIP) и партией Альтернатива для Германии (AfD).
— Кризис управления в связи с миграционным кризисом. Шенген провалился, и европейские страны соревнуются друг с другом в ведении самой жесткой миграционной политики. Партии, выступающие за жесткую миграционную политику, добились хороших показателей в опросах общественного мнения и на выборах. Такие партии включены также в обзорные материалы Aftenposten, посвященных протестным партиям Европы.
Много ли партий будет смещаться вправо?
Иварсфлатен считает, что последствия поляризации в политике становятся все менее предсказуемыми.
Она также думает, что мы можем придти к такой же политике национальных интересов, которая проводится европейскими странами. Это может произойти за счет ЕС и других глобальных политических решений.
«В северной Европе политический центр будет сдвигаться вправо», — считает Асле Тойе. — «Хотя ценности и принципы в достаточной степени занимают умы политиков, их гораздо больше волнует желание быть переизбранными».
Он считает, что результаты выборов в Австрии явятся сильным сигналом для Франции, где президентские выборы состоятся в 2017 году. Если эти выборы, в конечном счете, придут к противостоянию между правоцентристским кандидатом Николя Саркози (Nicolas Sarkozy) и крайне правым кандидатом Марин Ле Пен (Marine Le Pen), то, как считает Тойе, выиграет Ле Пен.