Надежда Савченко на свободе. Ее ужасным страданиям пришел конец. Почти два года украинская летчица находилась во власти России после того, как в июне 2014 года ее предположительно насильно вывезли из Донбасса на территорию РФ. После скандального приговора, завершившего судебный процесс, на котором не было и следа верховенства права, Савченко ожидали 22 года тюремного заключения. Теперь она, наконец, вернулась на родину.
Счастливый конец, судя по всему, наступил и в истории двух российских военных — Александра Александрова и Евгения Ерофеева. Их тоже взяли в плен в ходе боев в Донбассе. А потом судили на Украине за поддержку терроризма и участия в войне. Вынесенный киевским судом обвинительный приговор также сулил им долгие годы тюрьмы.
Жертв до сих пор слишком много
Наконец-то в политических отношениях России и Украины произошли подвижки. Обмен известными заключенными — первая по-настоящему хорошая новость в этом году, касающаяся затянувшегося конфликта вокруг Крыма и востока Украины. Хотя в остальном ситуация в Донбассе все еще далека от политического урегулирования, несмотря на международное посредничество, прежде всего со стороны Германии и Франции. Вот и на этой неделе необъявленная война России против Украины унесла жизни нескольких человек.
Освобождение Надежды Савченко и двоих россиян не должно вводить в заблуждение: многие люди по-прежнему остаются заложниками российско-украинского конфликта. Самый известный заключенный, остающийся в российской тюрьме, — украинский режиссер Олег Сенцов. Как и Савченко, его осудили на показательном процессе в России. Когда он и другие заключенные выйдут на свободу?
Савченко и двое россиян — символы того, как люди попадают в жернова государственных интересов. Их освобождение еще нельзя назвать поворотным моментом. Оно запоздало уже хотя бы по гуманитарным причинам. Но они стали разменными монетами в политической сделке, суть которой, возможно, еще не до конца понятна. Александров и Ерофеев, вероятно, были в Донбассе с секретным заданием российского ГРУ. По этой причине официально Кремль ни разу не признавал свою связь с ними.
Новая надежда на процесс мирного урегулирования?
До сих пор Москва оспаривает свою ответственность за конфликт на востоке Украины. Настоящий переломный момент наступит только тогда, когда кремлевское руководство примет на себя ответственность за необъявленную войну против Украины. И только тогда было бы логично, чтобы Запад пересмотрел свои санкции в отношении России. Освобождение военной летчицы Савченко — пока не более чем, может быть, небольшой признак того, что Кремль хотел бы убрать камни преткновения с этого пути.
А что же Украина? Для большинства украинцев Савченко — героиня, отважно защищавшая свою родину от российской агрессии. Ее портрет на протяжении нескольких месяцев висит на трибуне Верховной рады. Для Петра Порошенко ее освобождение — важный политический успех, в котором он крайне нуждается спустя два года после своего избрания на пост президента Украины. Однако это не является доказательством того, что Порошенко, наконец, готов в полном объеме поддержать минские договоренности, столь нелюбимые в его стране.