Свершилось! Миру предъявлена «Стратегия для России. Российская внешняя политика: конец 2010-х — начало 2020-х годов». Создателем «Стратегии» стал Совет по внешней и оборонной политике. Авторы пообещали нам «новый интеллектуальный импульс» и поставили задачу объяснить обществу окружающий мир. Звучит амбициозно. Коль скоро среди авторов немало достойных людей, отдадим должное их усилиям. Скажу сразу: с рядом наблюдений членов СВОП трудно не согласиться. Но ведь главное — какой месседж эти наблюдения обрамляют. И вот когда приступаешь к усвоению обещанного «импульса», трудно удержаться от ощущения, что тебе подкладывают не то, что обещали. Причем, наши иллюзионисты даже не заботятся об убедительности создаваемой ими реальности. Смотрите сами.
1. Так, свою энергию создатели Стратегии направили на то, чтобы доказать, что с Западом покончено. «Старый Запад не останется «лидером развития»; ЕС переживает «структурный кризис»; сегодня главное — «управление спадом старых». Но что здесь нового, если похоронами Запада российская пропаганда занимается уже столько лет? Возникает и более каверзный вопрос: если Запад кончился, то откуда у него энергия для «экспансии» и «давления, нацеленного на смену режима» в России, в чем его обвиняют авторы? И против кого нацелена милитаризация России, если Запад можно выбросить в мусорную корзину?
3. В поисках доказательств упадка Запада коллеги завели песню о «поднимающемся Не-Западе». Но кто там поднимается на «Не-Западе»? Китай, который не знает, как приспособить свою систему к новым вызовам? Или Бразилия с развалившейся системой управления? Может быть, Индия, которая хочет быть с Запалом, а не с «Не–Западом»? Или поднимается Россия?
4. Иногда в процессе чтения возникает ощущение «кривого зеркала». Так, оказывается, что одна из главных причин «противостояния» России и Запада — это «желание самоорганизоваться против внешнего врага». Это, коллеги, не о России. Это о Европе.
5. Постоянный рефрен о необходимости сберечь суверенитет России начинает вызывать беспокойство. Видно, авторы очень сомневаются в том, что Россия суверенна. Но кто может России угрожать, кроме ее правящего класса, который все, что мог, перетащил на Запад (а не в поднимающийся «Не-Запад»)?
6. Когда же авторы убеждают нас, что российская внешняя политика «в целом удачна», а дипломатия является «мастерской», начинаешь спрашивать себя, каковы их критерии успеха? Может быть авторы — любители черного юмора и потому изоляцию России, недоверие к ней окружающего мира воспринимают, как успех?
7. Авторы утверждают, что Россия начала предлагать миру «жизнеспособный набор ценностей» и среди них — политический плюрализм и невмешательство во внутренние дела других стран. Вот здесь подумалось: а может, «рабочая группа» СВОПа просто троллит читателя?
8. Одна из «ценностей» России — это «ценность великодержавия». И за эту ценность, говорят иллюзионисты-юмористы, придется «дорого платить». От себя отмечу: население уже платит, и не только население России. Но как тогда соединить желанную для СВОП «ценность» с призывом к «подъему человеческого капитала»? Ведь мировая история доказывает: либо великодержавие, либо человеческий капитал.
Соглашусь, однако, с выводом авторов о том, что «большинство элиты не готово» к повороту к человеческому капиталу. «Стратегия» не оставляет сомнений в том, к кому принадлежат ее авторы.