Как будто у нас и без того не было проблем — и вот появилась еще одна: огромный избыток сыра в 2016 году. Газета Wall Street Journal сообщила о том, что на 31 марта в коммерческих хладохранилищах в Соединенных Штатах скопилось около 500 тысяч тонн (1,19 миллиарда фунтов) сыра — это рекордный показатель.
Сложившаяся ситуация оказывает влияние на глобальную индустрию — от города Уисконсин-Делс до полок сети магазинов Whole Foods. Таким образом, для того, чтобы уничтожить эту большую гору желтого цвета, американцам нужно будет съесть дополнительно 1,5 килограмма сыра в этом году — в дополнение к 18 килограммам, которые мы уже потребляем на душу населения. Даже для общества, члены которого активно употребляют этот продукт в бутербродах и пицце, это непростая задача.
Спасибо, Обама!
Но это шутка. Больше похоже на «Спасибо, Путин». В августе 2014 года он запретил импорт сельскохозяйственных продуктов из Европейского Союза в ответ на санкции Евросоюза, введенные в качестве наказания за российское вторжение на Украину. Путин нанес удар как раз в тот момент, когда Европейский Союз снимал ограничения на производство молочных продуктов, и поэтому потеря российского рынка оказалась вдвойне болезненной для производителей из Евросоюза, что заставило их отчаянно искать другие рынки. Добавьте к этому сильный доллар, который мы имеем благодаря политике Федрезерва (спасибо, Джанет Йеллен) — и вуаля! — импорт сыра в Соединенных Штатах стал расти.
Импорт продолжает увеличиваться, несмотря на то, что Министерство сельского хозяйства предсказывает рекордное производство 106 миллионов тонн (212,4 миллиарда фунтов) молока в 2016 году, в то время как американский экспорт испытывает сложности в связи с вышеупомянутым сильным долларом.
Но хватит рассуждать о широко распространенном представлении относительно того, что иностранные кризисы в таких местах, как Украина, не затрагивают повседневную жизнь американцев.
Что же делать? Мы можем попытаться съесть больше сыра и таким образом решить возникшую проблему. Вы смеетесь, однако нынешний уровень потребления сыра на душу населения в Соединенных Штатах на 64% больше, чем в 1975 году, — частично благодаря растущей склонности представителей более богатых представителей общества к более дорогой пище. В краткосрочной перспективе потребление может немного увеличиться, поскольку накопленные запасы делают сыр более дешевым.
Более того, правительство Соединенных Штатов имеет долгосрочную программу относительно потребления сыра, которая появилась из-за необходимости что-то делать с субсидированным избытком молочных продуктов, возникшим в результате федеральной политики, направленной на поддержание их производства, — которая, в свою очередь, существует уже в течение десятилетий, несмотря на сокращение интереса потребителей к молоку.
На самом деле, два десятилетия назад Министерство сельского хозяйства времен администрации Клинтона помогла создать организацию по продвижению молочных продуктов Dairy Management Inc. Она финансируется за счет разрешенных Конгрессом и собираемых на федеральном уровне средств. Ее ежегодный бюджет составляет 140 миллионов долларов, и она уже способствовала появлению таких продуктов быстрого питания, как сырная пицца компании Pizza Hut, а также кесадильи с двойным стейком и пиццы с сыром для школьных завтраков в рамках федеральной программы.
Не является ли это ответвлением программы федерального правительства, направленной на сокращение накопленной горы сыра? Молочная промышленность, конечно же, получит выгоду, если у организации Dairy Management в рукаве окажутся новые основанные на сыре блюда (Ее официальный представитель отказалась подтвердить или опровергнуть это, сославшись на «озабоченность частных владельцев»). Должно ли постоянное увеличение потребления пищи с большим содержанием насыщенного жира быть федеральным приоритетом — это уже другой вопрос.
Конечно, некоторые недавно проведенные исследования показывают, что содержащиеся в молочных продуктах жиры, возможно, не вызывают диабета, и, кроме того, помогают некоторым людям бороться с ожирением — на подобные результаты неизменно и радостно обращала мое внимание та самая женщина, которая является официальным представителем организации Dairy Management. Однако ориентиры Министерства здравоохранения и социальных служб, а также Министерство сельского хозяйства — последнее контролирует деятельность Dairy Management — рекомендуют ограничить потребление насыщенных жиров, содержащихся в молочных продуктах.
Сотрудники Министерства сельского хозяйства США, занимающиеся составлением прогнозов, также скептически настроены в отношении долгосрочного потенциала потребления сыра в Америке. Частично, по их словам, это связано с увеличением численности небелых демографических групп, которые склонны меньше потреблять молочных продуктов, чем белые.
Увы, даже при наличии поддерживаемой правительством организации, призывающей нас потреблять больше, американцы, вероятно, никогда не станут чемпионами мира по поеданию сыра — таковыми, естественно, являются французы, ежегодное потребление которых на душу населения составляет около 28 килограммов (57 фунтов).
И поэтому эксперты в области сырной экономики сказали мне, что нам, вероятно, придется ждать коррекции рынка и сокращения накопленных запасов. Если и когда это случится, то тогда могут появиться проблемы у американских производителей молока. В теории молочные фермы защищены с помощью субсидированной программы страхования, содержащейся в принятом в 2014 году Законе о фермах (2014 Farm Bill). Но на практике — пусть вас это не удивляет — можно будет увидеть лоббистов производителей молока, бегущих в Конгресс за новой помощью, если положение фермеров окажется достаточно серьезным.
Если говорить обобщенно, то мы в результате наших нынешних проблем с сыром прибегаем прежде всего к предвзятому освещению вопроса и подчеркиваем наличие положительных моментов. Правительства в разных странах мира — включая даже такие крохотные государства как Сан-Марино; оно окружено со всех сторон Италией и не входит в Евросоюз, но совсем недавно оно в обход эмбарго подписало соглашение о поставке в Россию пармезана, — занимаются манипулированием рынка молочных продуктов в ответ на часто противоречивое политическое давление.
Если этот комментарий имеет хоть какой-то смысл, то путь он будет таким: в долгосрочной перспективе каждый человек — потребитель, производитель, посредник, торговец — будут, вероятно, в лучшем положении, если правительство предоставит возможность рынку молочных продуктов самому решать свои проблемы. А также многим другим рынкам.