С помощью религиозной дипломатии Путин стремится вбить клин в Европе, тогда как Афины не согласны с санкциями ЕС против Москвы.
Владимир Путин — президент страны, в конституции которой (статья 14) прописан принцип разделения церкви и государства. Кроме того, он — набожный человек, о чем свидетельствует готовящееся символическое паломничество на гору Афон, в одну из главных святынь православия. Оно станет завершением двухдневного официального визита в Грецию (первая поездка в Европу за год), во время которого он проведет встречу с премьером Алексисом Ципрасом.
Тем самым президент стремится еще больше расшатать единство против России, которое сформировалось в Евросоюзе после аннексии Крыма. С момента своего избрания греческий лидер неизменно призывал разорвать «порочный круг санкций».
Выбор пал на Афины и Афон отнюдь не случайно. Как отмечает сам Владимир Путин в опубликованной греческим изданием «Катимерини» статье, «общие
Церемония будет транслироваться в прямом эфире религиозным каналом «Царьград», который финансирует приближенный к Кремлю олигарх Константин Малофеев (он считается одним из главных спонсоров аннексии Крыма, и в этой связи для него закрыт въезд в Евросоюз). Кроме того, у него есть дружеские связи с министром обороны Греции Паносом Камменосом (Panos Kamennos). Главный редактор «Царьграда», ультраправославный идеолог Александр Дугин в свою очередь тесно связан с главой греческой дипломатии Никосом Котзиасом (Nikos Kotzias).
Накануне визита в Грецию Владимир Путин и Кирилл, по всей видимости, решили убедиться, что выступают на одной волне. В своей статье президент говорит о риске ослабления Европы, если та откажет в поддержке России. «Очевидно, что обеспечить "старому континенту" достойное место в новых международных реалиях можно, только объединив потенциалы всех европейских стран, в том числе и России», — подчеркивает он, возлагая на Брюссель ответственность за напряженность. В частности, Москва винит европейские власти в блокировании проекта газопровода «Южный поток», который должен был пройти через Грецию.
Патриарх же недоволен глубоким нравственным кризисом Запада, который, по его словам, смотрит на мир свысока. Глава РПЦ уверяет, что его поездка на Афон не преследует политических целей. Как бы то ни было, «принадлежность греческого народа к православной вере может послужить значимым фактором в отношениях государств», — отмечает Вахтанг Кипшидзе из отдела внешних церковных связей патриархата. Церковь все активнее демонстрирует единство с российским государством, даже рискуя выйти за рамки пасторской миссии. Так, недавно РПЦ выступила за создание валютного объединения под «справедливым» контролем всех стран. Что стало практически неприкрытой критикой всемогущества евро и доллара.