Реальные иностранцы из-за рисков нарушения санкционного режима в основном уклонились от участия — обошлись и без них. В значительной степени это была сделка «для своих», ну и для тех, кто готов прийти со стороны на таких же условиях, что и свои. По форме это были еврооблигации, а по сути облигации федерального займа, но не в рублях, а в долларах.
Ситуация с суверенным внешним долгом России — это один из немногих параметров, который не вызывает беспокойства ни у властей, ни у инвесторов. Внешний долг (номинированный в иностранной валюте вне зависимости от того, кто им владеет) составляет (с учетом нового выпуска) около $51 млрд, или 4% ВВП, если считать только прямые обязательства России. В основном это еврооблигации ($37 млрд) с погашением до 2043 года и гарантии по кредитам, не требующие обслуживания ($11 млрд). По сравнению с долгом большинства развивающихся стран это очень немного, а если учитывать еще не истраченные резервы, то вообще не вызывает беспокойства.
Состоявшаяся на этой неделе сделка по размещению российских еврооблигаций стала сюрпризом для участников рынка и экспертов. После отказа международных банков организовать привлечение иностранных инвесторов для ожидаемой сделки было объявлено, что она «отложена», что в обычной ситуации означает отказ от нее на длительный срок. Однако позднее без обычной в таких случаях подготовки (например, поездок делегации Минфина и банка-организатора по финансовым столицам мира) сделка все-таки была объявлена.
Ее формат оказался необычным для суверенных выпусков. У сделки был всего один чисто российский банк-организатор («ВТБ Капитал»), а обычно в размещениях суверенных выпусков принимают участие несколько банков, в том числе глобальные гранды. Расчеты по сделкам будут осуществляться не в стандартных для еврооблигаций международных расчетных системах (которые, по данным СМИ, отказались участвовать из-за рисков, связанных с антироссийскими санкциями), а через отечественный НРД — Национальный расчетный депозитарий. В проспекте, посвященном нынешней эмиссии евробондов, заявлено, что средства не будут переданы санкционным компаниям и банкам, — это необычно для займа, доходы от которого должны идти в бюджет под честное пионерское.
Спрос на российские евробонды был на удивление высоким для стагнирующей экономики, находящейся под санкциями и в конфронтации с Западом. Было объявлено, что он в пять раз превысил предложение: инвесторы подали заявки на $5,5 млрд при предложении $1 млрд.
Хотя Минфин заявил об успехе размещения, вопросов осталось много. Доходность (процентная ставка по облигациям), дававшая хорошую премию к обращающимся на рынке выпускам (разумеется, за риск и за новую непривычную схему размещения — через Национальный депозитарий), не снизилась в ходе размещения, хотя сообщается о тройной переподписке при размещении $1,75 млрд при намеченных заранее $1 млрд и лимите в бюджете этого года $3 млрд для внешних займов, и осталась в рамках заранее объявленного коридора — что необычно. Также есть вопросы к тому, насколько реальными были 70% иностранных участников при таком формате сделки, который требовал дополнительных и непривычных телодвижений от инвесторов, и санкционных рисках.
Наиболее реалистичным объяснением представляется то, что сущность новой бумаги (она называется «Россия-26») и ее формальная структура разнятся. По своей структуре данный выпуск идеально подходит для российских банков, у которых не так много безрисковых инструментов для размещения ликвидности в валюте. То, что валюта внутри страны особенно не нужна, видно из почти нулевых ставок по депозитам в банках, при этом средства размещать надо. Если сделка адаптирована под потребности крупнейших российских финансовых структур, то иностранные участники в данном случае, скорее всего, — кипрские офшоры и лондонские офисы финансовых групп. Переподписка также, скорее всего, была результатом желания поучаствовать в сделке и получить свою долю бумаг, не уступая в доходности, — отсюда доходность 4,75% при заявленном ожидании 4,65–4,95%. Когда заявок больше, чем объем выпуска, обычная практика — снижать процентную ставку, и тогда часть заявителей отпадает сама собой или заявки удовлетворяют не полностью, одним продают, другим нет (процесс принятия решений тут не всегда прозрачен).
При этом реальные иностранцы из-за рисков нарушения санкционного режима в основном уклонились от участия — обошлись и без них. В значительной степени это была сделка «для своих», ну и тех, кто готов прийти со стороны на таких же условиях, что и свои. По форме это были еврооблигации, а по сути ОФЗ, облигации федерального займа, но не в рублях, а в долларах.
Сделка пошла на пользу Минфину (в том числе его долговой команде) — они показали свою нужность и активность даже в кризис. «ВТБ Капитал» также заработал свою комиссию и поучаствовал в престижном выпуске. Российские банки получили хорошую возможность размещать свои излишки. Бюджету валютные обязательства не очень нужны, но при внешнем долге меньше 5% ВВП любые негативные последствия от них будут незначительными. При этом выпуск показал, что, пока действуют санкции, рассчитывать на внешний рынок как источник финансовых ресурсов в сложной ситуации не стоит, там всегда найдут благовидный предлог не участвовать, поэтому необходимость развивать внутренний финансовый рынок сохраняется.