Информация, получаемая россиянами о деятельности социальных служб в Финляндии и других странах, стала более полной. Так считает находящаяся с визитом в Финляндии уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова.
«Зарубежная социальная служба перестала быть для семей ”чудовищем”. У нас тоже начинают понимать, что задача чиновников — защищать детей», — говорит Агапитова.
Российские матери, которые вышли замуж заграницей, постоянно фигурировали в российских СМИ, и западные социальные службы приобрели пугающий образ.
Россиянам, например, сообщалось, что социальная служба Финляндии может посчитать необходимым забрать ребенка под опеку без обоснования причины. У чиновников финских социальных служб не было права комментировать подобные частные случаи.
«Поэтому новости российских СМИ имели односторонний характер», — подтверждает Агапитова.
Сотрудничество по вопросам прав детей, по мнению Агапитовой, надо продолжать укреплять; обмен достоверной информацией очень важен. Агапитова собирается продолжать быть на связи со своим финским коллегой напрямую, без посредников.
26 мая Агапитова впервые встретилась с уполномоченным по правам ребенка в Финляндии Туомасом Курттилой (Tuomas Kurttila).
«За время разговора мы поняли, что проблемы в обеих странах похожи», — подытоживает Агапитова.
Например, процесс передачи под опеку в Финляндии и России практически одинаков. Если петербургский ребенок не может находиться в своей биологической семье, ему ищут приемных родителей. Приемных семей не хватает, как и в Финляндии.
В России дети часто остаются на попечении своих бабушки и дедушки.
Кроме того, в России дети с особенностями развития часто попадают в специальные учреждения, что практикуется еще с советских времен. По мнению Агапитовой, в России тоже начинают понимать, что ребенку лучше быть в семье, а не в учреждении.
«Сохранение семьи в полном составе — главная цель социальных служб, в том числе и в России», — перечисляет Агапитова общие черты Финляндии и России.