Некоторые европейские города стали настолько популярны, что им понадобились новые средства управления туризмом, например, экскурсии в малопопулярные места и запрет на сдачу частного жилья в аренду.
В прошлом году многие СМИ писали о Венеции. Город якобы намеревался ввести штрафы для туристов с чемоданами на пластиковых и резиновых колесиках в старой части города, поскольку они создавали невыносимый шум. Речь шла о штрафе в размере 500 евро. Поменять колесики чемодана на новые, наполненные воздухом или жидкостью, обошлось бы в меньшую сумму. Позже выяснилось, что новость была «уткой», но если бы решение принимали многострадальные венецианцы, то слухи, вероятно, стали бы реальностью.
Венеция — не единственный город, где ненавидят чемоданы на колесиках. В Берлине граффити «No more Roll-koffer» стало одним из слоганов против растущего туризма. Жители Барселоны и Амстердама тоже устали от круглосуточного шума.
Чемодан превратился в символ последствий туризма во многих европейских городах, чья популярность стремительно растет благодаря Easyjet, Norwegian и Vueling, которые стали предлагать дешевые авиабилеты, например, в Барселону. В 2000 году провинцию Барселона посетили 36 431 датчан, в прошлом году — 93 062.
Амстердам пытается просвещать туристов, чтобы привлечь их в другие города и районы страны. А жители Венеции сами говорят о «венецианском синдроме», когда становится невозможно найти себе жилье, так как все скуплено иностранцами, и город рискует остаться лишь историческим фоном для массового туризма.
Жители Барселоны опасаются, что ее скоро постигнет участь Венеции. После того как город в 1992 году принимал Олимпийские Игры и в связи с этим подвергся масштабной реконструкции, все больше людей обратили к нему свой взор. Красивое расположение, узкие улочки, пляжи, культура и богатая ночная жизнь создали для Барселоны репутацию идеального туристического направления в Средиземноморье.
В прошлом году Барселону посетили более восьми миллионов туристов. Туда заходят и круизные суда, которые в отдельные дни повышают количество гостей города на 30 тысяч человек, и все они одновременно атакуют тапас-бары и шедевры Гауди.
«Если мы не хотим закончить, как Венеция, надо ввести в Барселоне какие-то ограничения»
«Венецию всегда приводили в пример как город, забитый туристами, потому что она географически расположена на ограниченной территории. Но и в городах, подобных Барселоне, происходит то же самое в последние 10 лет», — говорит Сильвия Гимоти (Szilvia Gyimóthy), исследующая туризм в Ольборгском университете.
Она как раз работает над докладом о Барселоне, Берлине, Амстердаме и Париже, которые столкнулись с проблемой большого туристического потока. Эти города активно старались повысить свою привлекательность для туристов, но это не принесло им успеха, особенно тем, что поменьше, говорит она.
«Берлин, Барселона и Амстердам приветствовали туризм. Делались значительные инвестиции в улучшение сервисов, повышение пропускной способности и создании хорошей инфраструктуры. Но в последние годы начался разворот в обратном направлении, власти пытаются уменьшить или, во всяком случае, ограничить туризм», — говорит исследователь.
Есть разные способы добиться этого. Помимо запрета на сдачу в аренду жилья, взвинчиваются цены на посещение достопримечательностей, которые прежде вообще были бесплатными. Например, сейчас вход в знаменитый парк Гуэля в Барселоне стоит восемь евро. Еще один способ — повышение налога на туристов. Более мягкая стратегия предполагает, что туристов пытаются увести в сторону от «проторенных дорог», рассказывает эксперт.
«В Барселоне маркетинговые стратегии реализуют через кино. Рекламируя город, организация по туризму и кинокомиссия Барселоны следят за тем, чтобы в фильмах показывали не крупнейшие туристические достопримечательности, такие как Храм Святого Семейства, а менее известные места».
Многие из почти 1,6 миллионов жителей Барселоны по горло сыты туристами. На улицах периодически появляются растяжки со словами «You are destroying Barcelona. Tourists go home».
Местные жители жалуются не только на рост цен на жилье, но и на то, что многие магазины уступили место сувенирным лавкам, Рамбла из красивой пешеходной улицы превратилась в пристанище клоунов и продавцов вееров, и Барселона местами стала похожа на парк развлечений. Примерно 58% людей на Рамбле — иностранные туристы и всего 20% — жители Барселоны, сообщает сайт Fortune.com.
Мэр города Ада Колау (Ada Colau) тоже считает, что пора принимать меры, хотя город и хорошо зарабатывает за счет туризма. Городские власти уже начали осуществлять ряд инициатив.
«Если мы не хотим закончить, как Венеция, надо ввести в Барселоне какие-то ограничения», — заявила Ада Колау вскоре после того, как ее в прошлом году избрали на пост мэра.
В Барселоне тоже стало сложнее получить разрешение на сдачу жилья в аренду. Примерно 10% жилых помещений в готическом квартале — квартиры в аренду, и население там сократилось на 17,6%, писала газета El Pais в конце 2015 года.
В поисках устойчивой культуры туризма
В Берлине тоже принимают новые меры, чтобы разгрузить город. Организация VisitBerlin издала путеводитель Kiez erleben/going local по районам, которые обычно не пользуются популярностью. Путеводитель доступен и в форме приложения для мобильных телефонов.
На протяжении всей эпохи 2000-х Easyjet-туристы стремились в новую столицу Европы, чтобы повеселиться в ночных клубах и купить пару сувениров из ГДР. Позже к ним присоединились и семьи с детьми. Сегодня Берлин посещают до 12 миллионов туристов в год, а общая пропускная способность города — 30 миллионов. В 90-е речь шла о двух миллионов туристов и семи миллионах ночевок.
Географически Берлин — крупный город с населением в 3,4 миллиона. В этом его нельзя сравнивать с Барселоной. Но и здесь туризм оставил заметный след, причем не только позитивный, особенно если спросить жителей округов Митте, Кройцберг и Пренцлауэр-Берг.
Несколько лет назад жители города запустили акцию «Berlin doesn’t love you». Это сообщение доносили до туристов при помощи наклеек, граффити и надписей на футболках. Критически настроенные активисты утверждали, что туристы ничего не дают городу, они просто приезжают на выходные, чтобы отдохнуть, а цены на недвижимость при этом взлетают до небес.
Но VisitBerlin, исследующая отношение местных жителей к туризму, считает, что все не так плохо. В ходе последнего опроса 88% берлинцев сказали, что гордятся популярностью города. Также организация проводит дебаты с участием населения самых туристических районов. Люди обсуждают проекты, призванные обеспечить «бесконфликтное сосуществование» местных жителей и гостей города.
«Очевидно, что рост популярности ведет к переменам в городе. Поэтому мы сотрудничаем с разными округами, сенатом и мэром и ищем новые способы создать устойчивую туристическую культуру. Мы поддерживаем контакты с другими городами, такими как Нью-Йорк, Вена, Барселона, Амстердам, и следим за их успешными решениями», — говорит пресс-секретарь VisitBerlin Кристиан Тэнцлер (Christian Tänzler).
«Они целыми толпами едут в неправильном направлении по велосипедным дорожкам, когда ты спешишь на работу»
Проект аренды частного жилья Airbnb особенно взволновал общественность в разных городах. И, как считает Сильвия Гимоти, не только из-за роста цен на жилье.
«Многие скептически настроены по отношению к Airbnb, потому что он создает неспокойную обстановку в жилых районах тех частей города, где больше всего туристов. Люди приходят и уходят, и это не всем нравится», — говорит она.
Тревогу разделяют и обитатели некоторых районов Амстердама, где примерно каждое тринадцатое жилое помещение в центре сдается через Airbnb. Городское бюро по туризму iAmsterdam призывает туристов посещать город не только в традиционный высокий сезон. Для этого используются клипы на Youtube, в которых полные энтузиазма голландцы рассказывают о прекрасной зиме и о фестивале света в столице.
Как и в Берлине, проводятся экскурсии в менее известные районы города. Параллельно iAmsterdam рекламирует другие голландские города, например, Роттердам, Гаагу и Утрехт. Мэр Амстердама Эберхард ван дер Лаан (Eberhard van der Laan) уверен, что это поможет снизить нагрузку.
«Это может стать нашим спасением», — заявил он в одном интервью в этом году. Помимо прочего, мэр предложил дать туристам возможность бесплатного проезда из Амстердама в прочие голландские города, пишет газета DutchNews. Население Амстердама составляет 850 тысяч человек, а количество гостей достигает 13 миллионов в год.
Из-за туристов в центре выросло число сувенирных лавок и магазинчиков фаст-фуда, и слово «парк развлечений» используется, как и в Барселоне, для описания худшего из возможных сценариев. Вдобавок к этому в год проводится до 300 фестивалей. Также туристов привлекают знаменитые «кофешопы», где можно покурить марихуану. Автор блога Netherlands by numbers дает выход своему отчаянию:
«Они (туристы) целыми толпами едут в неправильном направлении по велосипедным дорожкам, когда ты спешишь на работу. Они считают, что курение нидерландской травы — это круто и увлекательно, так и носятся с этой травой. Все чаще перед нашими окнами идут процессии чемоданов на колесиках, все чаще на балконах рядом с нашими спальнями курят траву в три часа ночи».
В 2012 году голландское правительство разрешило городам самим выбирать, запрещать ли продажу марихуаны туристам. В Амстердаме она по-прежнему легальна.
Париж, который всегда был магнитом для туристов, тоже ввел ограничения для Airbnb. Зато туристам предлагают кое-что иное. Несколько лет назад французский совет по туризму издал «руководство вежливости» с целью сделать страну и, в частности, столицу, известную чем угодно, но только не хорошим сервисом, более привлекательными. Сложно сказать, принесла ли стратегия свои плоды. Но ясно, что город не хочет жертвовать туризмом.
«Туризм — это не веселье. Но это так же важно, как экспорт. Хороший сервис часто путают с подобострастием. Нашей стране необходимо вернуть чувство гостеприимства», — цитировала английская Daily Mail бывшую министра культуры и коммуникаций Флер Пеллерин (Fleur Pellerin) в 2014 году.
Туризм — это большой бизнес. В Берлине 240 тысяч человек живут на доходы за счет туризма. Туризм составляет 7% немецкого ВВП. Он обеспечивает и 14% доходов Барселоны, сообщает Fortune.com. В 2014 году туристы оставили в Каталонии около 15 миллиардов евро.
А как у нас?
В последние годы Копенгаген прославился как один из лучших — и один из самых дорогих — городов мира. Другие страны узнали о том, что в городе есть не только Нюхавн и «Русалочка», что подтверждается статистикой.
В 2010 году в городе останавливались на ночь примерно семь миллионов человек в год. В 2015 году цифра выросла до 9,8 миллионов. Примерно 12 тысяч квартир сдаются через Airbnb. И это не значит, что город больше никого не может принять, отмечает начальник информационного отдела Wonderful Copenhagen Эмиль Спангенберг (Emil Spangenberg). Эксперты внимательно следят за развитием ситуации.
«Мы стараемся работать на опережение и сотрудничаем с другими европейскими городами, в том числе Берлином, Амстердамом и Барселоной. Мы используем их опыт. Чтобы выяснить, как жители Копенгагена относятся к туризму, мы запустили опрос среди граждан.
Следующий шаг — сбор цифровых данных о передвижениях туристов, чтобы с помощью информации и разных акций воздействовать на них и избегать скопления туристов в одно время в одних и тех же местах», — говорит Спангенберг.
Согласно докладу VisitDenmark «Экономическое значение туризма в Дании в 2013 году», туризм приносит столице ежегодный оборот средств в размере 38 миллиардов крон, а также обеспечивает 44 тысячи человек рабочими местами. В этом году выйдет доклад с обновленными данными.
Туризм стал главной темой ряда недавних документальных фильмов. Например, «Венецианский синдром» показывает, как иностранцы массово скупают жилье в городе, где количество местных жителей, по слухам, упало ниже 60 тысяч. Сюжет не внушает оптимизма, хотя предложение запретить большим круизным судам входить в лагуну в центре города действительно проводится в жизнь.
В фильме «До свидания, Барселона» предприниматели, ученые и обычные граждане рассказывают, как арендодатели выгоняют людей из квартир, потому что надеются на быстрые деньги за счет туристов. Город может потерять свою душу, и, когда это произойдет, Барселона перестанет быть привлекательной и для местного населения, и для туристов, которые приезжают, чтобы погрузиться в ее своеобразную культуру, говорится в фильме.
В Берлине общественные дебаты тоже нашли воплощение в документальном кино. «Добро пожаловать и до свидания» рассказывает о том, как пьяные туристы мешают спать, в то время как все доходы от туризма идут тем, кто и так богат.
В связи с этим возникает серьезная дилемма. Разве то, что мы то принимаем гостей, то сами пакуем чемоданы, — не естественная часть жизни в эпоху глобализации? Один из берлинцев-участников фильма не готов выразить свой протест, когда гости начинают прибывать в город по мере приближения выходных.
«Как я могу идти на демонстрацию против туризма в Кройцберге и потом сам ехать на Крит?» — спрашивает он.
В «До свидания, Барселона» делается похожий вывод. Как сказал режиссер фильма Эдуардо Чибас (Eduardo Chibás), «остановить туризм невозможно, главное, как им управлять».