Выступление Роберто Савиано в британском Парламенте. «По некоторым данным, в Соединенном королевстве отмывается 57 миллиардов фунтов стерлингов. Сити и Уолл-Стрит — крупнейшая фабрика по отмыванию денег кланов, руководящих наркотрафиком».
Если спросить, какую страну мира можно назвать самой коррумпированной в мире, первый ответ, который напрашивается сам собой, будет продиктован сведениями о непосредственно воспринимаемой коррупции. На ум придут, наверное, в первую очередь, Мексика, страны Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока, Италия. На самом же деле, самая коррумпированная страна — это Англия, но здесь коррупция касается не чиновников, полицейских, мэров, она созвучна самой системе экономики. Экономическая система в Англии питается коррупцией. При этом правительство и граждане по-настоящему не осознали, что ситуация в стране уже становится чрезвычайной.
В 2015 году Национальное агентство по борьбе с преступностью (National Crime Agency) в своем докладе опубликовало очень важные данные. В нем сообщалось, что «каждый год сотни миллиардов долларов из криминального мира отмываются в банках Соединенного королевства и их филиалах». Сообщалось также, что «объем отмывания преступных доходов представляет, таким образом, угрозу для экономики и репутации Соединенного королевства». Вскоре после этого премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон обозначил свои цели, заявив: «Соединенное королевство ни в коем случае не должно превратиться в налоговый рай для грязных денег со всего мира». Однако все сложилось иначе.
В очень интересном документе, опубликованном британским отделением Трансперенси (Transparency UK) в марте 2015-го года, говорилось о том, что лондонский рынок недвижимости используется как способ сокрытия тайных доходов и грязных денег, — речь шла о деньгах, полученных путем коррупции, при этом ни разу не упоминалось ни слово «мафия», ни преступные организации. Причина очень проста: за редчайшим исключением мафии в Англии не видно и не слышно. На улице не валяются трупы, не гремят перестрелки. В Мексике, в Италии посреди трупов, крови, наркотиков невозможно представить себе, будто мафии не существует. В Лондоне она есть, но она существует тихо и действует в тени. И, самое главное, от нее исходит не острый запах крови, а обнадеживающий аромат денег.
Без отмывания деньги мафии лежали бы неподвижным грузом. Поэтому их необходимо вернуть в обращение: проблема преступных организаций — не в том, как заработать деньги, а как вновь их использовать. В Соединенном королевстве, по оценкам неправительственных ассоциаций, отмывается 57 миллиардов фунтов стерлингов (что составляет 74 миллиарда евро). Это нелегальная прибыль, которая, пройдя необходимые процедуры отмывания, возвращается в оборот. Криминальные капиталы тихо переводятся, угрожая нашей экономике и демократии. Все происходит тихо.
Лондонский Сити наряду с Уолл-Стрит — это крупнейшая фабрика по отмыванию грязных доходов от наркотрафика. Лондон — это международная финансовая система, запускающая каждый год транзакции со всего мира стоимостью в миллиарды фунтов стерлингов и предлагающая самые изощренные финансовые услуги. Но это еще не все, потому что, помимо этого, столица Англии находится в центре мировой системы офшоров.
Многие международные капиталы, проходящие через государства, принадлежащие Британской короне (такие, как Джерси или Каймановы острова), — а это просто райские в фискальном отношении места — в дальнейшем отправляются в банки Сити и, добравшись до Лондона, оказываются уже чистыми, даже если имели грязное происхождение. Как показало в 2013 году исследование, основанное на расследованиях центра Транскрайм (Transcrime — Межнациональный исследовательский центр криминологии при Католическом университете Святого сердца в Милане), все главные итальянские мафии проводят свои сделки через Соединенное королевство. По данным исследования Трансперенси Интернешнл (Transparency International), в 2015-м году в Лондоне насчитывалось 36342 единицы недвижимости на площади 6 кв. км., принадлежащих подставным компаниям. В то же время 75% недвижимости в Соединенном королевстве, по которой в данный момент ведутся расследования, связанные с коррупцией, зарегистрировано в странах фискального рая.
Таким образом, целые районы Лондона опустошаются и превращаются в инвестиции. Приходят деньги, исчезают люди.
Английская пресса наконец заметила, что в их столице происходит самая настоящая финансовая оккупация: несколько дней назад шумиху подняли из-за опубликованного в Гардиан (Guardian) расследования, связанного с самым высоким в Лондоне жилым небоскребом — St George Wharf Tower, 50-этажным бетонным строением с 214 апартаментами, которые принадлежат по большей части иностранным магнатам или офшорным компаниям. Эта башня со всеми возможными опциями большую часть года пустует, в то время как большинство лондонцев не может уже найти жилья с доступной арендной платой: дома теперь используются не для жизни, а вместо бетонных сейфов, чтобы хранить в них деньги — зачастую сомнительного происхождения.
Через месяц Великобритания отдаст свои голоса в пользу или против выхода из Европы на референдуме по так называемому проекту Брексит.
Необходимо иметь в виду, что есть сферы — например, правосудие и безопасность, — в которых нельзя действовать поодиночке. Когда речь идет об организованной преступности, терроризме, наркотрафике, — границ не существует. Было бы заблуждением считать иначе.
Как можно решать международные по своей сути проблемы, пользуясь только национальными инструментами?
Соединенное королевство уже не может делать вид, будто ничего не происходит. Теперь у него есть факты, результаты расследований, предупреждения экспертов и властей. Настал момент действовать, решать проблему криминальных капиталов, пока они не скупили всю Великобританию.
Это текст выступления Роберто Савиано в Британском Парламенте по приглашению члена Парламента от партии лейбористов Дэвида Лэмми, бывшего министра образования.