Если бы в 1991 году у Саддама Хуссейна было ядерное оружие, осмелились бы объединенные силы ООН собрать 600 тысяч человек для операции «Буря в пустыне», чтобы освободить Кувейт? Этот спорный вопрос становится весьма актуальным при обсуждении ядерного оружия в наше время и вблизи от нашей страны. Речь идет о понятии, известном военным офицерам как «защита захваченных территорий». Такой приказ отдается, когда цель захвачена в результате успешной атаки.
Сегодня именно этот сценарий применения ядерного оружия наиболее опасен и, к сожалению, наиболее вероятен. Его нельзя исключать, так как агрессор может применить ядерное оружие для защиты захваченных территорий. Приведу пример: представьте себе, что Россия проводит блицкриг и оккупирует государства Прибалтики, прежде чем НАТО успевает заметить опасность, сообразить, в чем дело, понять значение происходящего, принять решение и успеть перебросить подкрепление. Захват становится свершившимся фактом, Россия провозглашает балтийские государства своей территорией, мотивируя это историческими и гуманитарными доводами. Любые попытки Запада отбить Прибалтику рискуют спровоцировать ядерную атаку. Сможет ли НАТО заставить себя начать контрнаступление?
Угрожая ядерным оружием, Россия может и блефовать, но отважится ли НАТО проверить, так ли это? Уже сейчас русские делают все, чтобы сделать «защиту захваченных территорий» правдоподобным сценарием. Королевская академия военных наук проанализировала ситуацию и сделала заявление о солидарности «На помощь братьям». В нем делается конкретный вывод: НАТО должен создать обширные плацдармы на территории Прибалтики, и они станут базами для контрнаступления.
Такое контрнаступление потребует быстрых и беспрепятственных военно-воздушных операций, а также авиапереброски войск в Балтийский регион. Тогда Швеция и вступит в игру. Мы должны будем сделать все, чтобы обеспечить успешное проведение таких операций. Предоставить самолетам НАТО свободный доступ в наше воздушное пространство, отдать в распоряжение альянса наши базы, не дать русским разместить системы ПВО на Готланде и так далее. Эти вопросы в деталях рассматривались 25 мая в программе SVT «Документы изнутри: если мы будем в НАТО». Будет сложно быстро организовать эту деятельность, не являясь членом альянса. Таким образом, риск того, что участь наших соседей будет предрешена, возрастает.
Вместо того чтобы распространять ложь о ядерном оружии в Швеции, противникам НАТО и договора о поддержке принимающей стороны следовало бы проявить солидарность и задуматься о том ядерном оружии, которое размещается по соседству с нами и действительно представляет угрозу.
Бу Хугемарк — полковник, член Королевской академии военных наук.