Известно, что срок службы военных самолетов крайне недолог, особенно в периоды стремительного развития технологий. Лучшие воздушные суда Первой мировой войны устаревали буквально в течение нескольких месяцев. То же самое можно сказать и о большинстве самолетов Второй мировой войны. На заре века высоких скоростей целые самолетные парки списывались как устаревшие. Новейшие самолеты, сражавшиеся в небе над Кореей, всего несколько лет спустя были списаны как устаревшие.
Лишь немногим самолетам удалось выдержать испытание временем. Стратегический бомбардировщик B-52 «Стратофортресс» совершил свой первый полет в 1952 году и до сих пор находится на вооружении. Новые самолеты С-130, поступившие на вооружение в 1954 году, продолжают выпускаться по сей день.
Но это все бомбардировщики и транспортные самолеты, которым не приходится бороться друг с другом. В случае с истребителями проблема короткого срока службы стоит особенно остро, потому что им приходится непосредственно противостоять новейшим моделям. Именно поэтому истребители крайне редко живут долго. Исключением из этого правила стал МиГ-21.
История создания
Первоначальная проверка на пригодность к эксплуатации МиГ-21 началась в 1953 году. Успехи МиГ-15 и МиГ-17 свидетельствовали о том, что советские аэрокосмические инженеры способны конкурировать со своими западными коллегами, и МиГ-19 стал первым советским сверхзвуковым истребителем. Однако в первые два десятилетия реактивных полетов технологии менялись так быстро, что те истребители, которые применялись в Корейской войне, к середине 1950-х годов уже устарели. Самолеты МиГ-15 превосходили В-29, но уже не могли соперничать с современными американскими бомбардировщиками. Советское руководство планировало, что создание МиГ-21 изменит ситуацию и поможет обеспечить превосходство в воздухе.
МиГ-21 (по кодификации НАТО Fishbed) мог развивать сверхзвуковую скорость в 2 Маха, был оснащен двумя авиапушками и мог переносить от двух до шести ракет. Как и большинство истребителей, он обычно использовался для штурмовых операций, для проведения которых он мог переносить ограниченное число бомб и ракет. Как и в случае с многими другими истребителями, советские военные предпочитали управлять самолетами МиГ-21 с земли, что позволило им отказаться от громоздкого и сложного радиолокационного оборудования.
Всего в СССР было создано 10645 самолетов МиГ-21 в период с 1959 по 1985 годы. По соглашению с Москвой Индия построила 657 таких истребителей, а Чехословакия — 194. При довольно странных и запутанных обстоятельствах Китайская народная республика приобрела лицензию и достаточное количество технических документов для того, чтобы преобразовать МиГ-21 в Чэнду J-7. В 1966-2013 годах в Китайской народной республике выпустили около 2400 истребителей. Если суммировать общее число машин, то МиГ-21 является наиболее производимым сверхзвуковым истребителем в истории.
Срок службы
Создатели МиГ-21 попытались разобраться с рядом основных проблем, и в будущем разработчикам не удалось продвинуться существенно дальше. Современные истребители летают ненамного быстрее, чем МиГ-21, и маневренность их ненамного превышает маневренность советской разработки. Хотя они и оснащены более мощными артиллерийскими орудиями и более сложным электронным оборудованием, вооруженные силы многих стран рассматривают это как ненужную роскошь: им просто нужны дешевые, быстрые и легкие в обслуживании самолеты, которые могут патрулировать воздушное пространство и время от времени сбрасывать по несколько бомб. И МиГ-21 отлично подходит для этих целей.
Стоит отметить, что МиГ-21 не стал бы особенно полезным самолетом на Западе. У него маленький радиус действия, он не может переносить много оружия, и в нем нет места для установки сложного электронного оборудования. Форма его кабины ограничивает информированность пилота. Однако МиГ-21 полностью удовлетворил потребность СССР в истребителе-перехватчике, который был способен летать и сбрасывать бомбы над фронтами в Западной Европе и время от времени выполнять функции перехватчика.
В период холодной войны США получили несколько модификаций МиГ-21 (в конце концов они купили дивизион китайских истребителей J-7). В целом американские пилоты хорошо отзывались о МиГ-21, потому что он очень хорошо себя показал в ходе обучения действиям за условного противника.
МиГ-21 на войне
Самолетам МиГ-21 не пришлось пройти через битвы на центральном фронте в войне между НАТО и странами Варшавского договора, однако он не раз был испытан в бою.
Во Вьетнаме стало понятно, что компактный и быстрый МиГ-21 способен пользоваться американскими правилами ведения боя, чтобы обходить группы бомбардировщиков до того, как те смогут его заметить и взять на прицел. Размер и маневренность МиГ-21 также позволяли ему избегать ударов ракет класса «воздух-воздух». После проведения атаки МиГ-21 устремлялся на свои базы.
Исключением из этого правила стал инцидент, произошедший 2 января 1967 года, когда группа истребителей F-4 «Фантом» II под командованием легендарного пилота Робина Олдза (Robin Olds) перехитрила вьетнамское командование, загнав его в ловушку. В тот день «Фантомы» сбили несколько МиГ-21, в том числе самолет, которым управлял Нгуен Ван Кок (Nguyen Van Coc), который выжил и впоследствии стал самым результативным асом Вьетнама. Это сделало Нгуена самым успешным пилотом МиГ-21 всех времен, хотя несколько других вьетнамских и сирийских пилотов тоже удостоились звания асов, летая на МиГ-21.
Самолеты МиГ-21 часто применялись в войнах на Ближнем Востоке. Бомбардировщики Армии обороны Израиля уничтожили египетские и сирийские истребители МиГ-21 в ходе первых ударов Шестидневной войны. МиГ-21 сражались с израильскими истребителями в войне на истощение, арабо-израильской войне и войне в Ливане, понеся тяжелые потери от умелых израильских пилотов. Однажды израильские истребители устроили засаду и уничтожили несколько МиГ-21, управляемых советскими пилотами.
Успехи западных самолетов в их противостоянии МиГ-21 на Ближнем Востоке, а также в Анголе, заставили многих прийти к выводу, что советские истребители уступают их западных аналогам. Однако фактор уровня подготовки пилотов в значительной мере усложняет процесс сравнения. В условиях равного уровня подготовки пилотов МиГ-21 показали себя более чем адекватно. К примеру, индийские МиГ-21 принимали участие в индо-пакистанской войне 1965 года и показали высокие результаты в войне 1971 года и в каргильском конфликте. Они также продемонстрировали свою эффективность в войне между Ираном и Ираком.
Модификации
Число эксплуатирующихся МиГ-21 стало снижаться в конце 1980-х годов и в начале 1990-х, когда ему на смену стали приходить более современные модели и когда распад Советского Союза привел к резкому уменьшению военной мощи России. Сателлиты Советского Союза тоже ощутили на себе последствия этого удара и больше не могли позволить себе содержать эти самолеты на вооружении. Но многие страны сохранили на вооружении МиГ-21 и его китайские аналоги.
Сейчас советский истребитель состоит на вооружении военно-воздушных сил 18 стран, в том числе двух государств-членов НАТО — Румынии и Хорватии. С 1960 года МиГ-21 состоял на вооружении армий около 40 стран. Китайские истребители J-7 остаются на вооружении в еще 13 странах. Китай, Россия и Украина до сих пор осуществляют ремонт и занимаются усовершенствованием существующих самолетов. Наступление эры 3D-печати, возможно, позволит современным владельцам МиГ-21 сохранить их на вооружении, поскольку они сами смогут производить необходимые запчасти.
Современные МиГ-21 сильно отличаются от того истребителя, который сошел с конвейера в 1959 году. Они оснащены совершенно другими, более сложными орудийными системами, в том числе ракетами Р-60 ААМ, Magic 2 и Python III. Это делает их гораздо более смертоносными по сравнению с их советскими предшественниками. Более того, они оснащены более совершенным электронным оборудованием и радиолокационными системами, что позволяет им нести на своем борту высокоточные управляемые снаряды.
Останется ли МиГ-21 на вооружении в 2059 году?
Китай прекратил выпуск J-7, а это значит, что мы наблюдали, как с конвейера сошел последний вариант МиГ-21. Хорватия и Румыния снимут с вооружения МИГ-21 в следующие пять лет. После нескольких несчастных случаев Индия тоже отправляет на покой свои МиГ-21 (в том случае, если ей удастся купить или самостоятельно создать им замену). Китайские J-7 сейчас используются по большей части в учебных целях.
Однако все это вовсе не значит, что МиГ-21 пришел конец. Множество модификаций J-7 до сих пор остаются на вооружении и еще смогут прослужить некоторое время. Бангладеш приобрел последнюю партию J-7 в 2013 году, и ближайшее время замена ему не потребуется. Вооруженным силам многих стран попросту не требуются более сложные и дорогостоящие самолеты, и МиГ-21 устраивает их по всем параметрам. Вероятнее всего, ни одному истребителю не удастся преодолеть порог в 100 лет (хотя у В-52 есть все шансы на это). Но МиГ-21 легко перемахнет шестидесятую и даже семидесятую годовщину с момента своего создания, поскольку он остается одним из самых легендарных истребителей сверхзвуковой эпохи.
Роберт Фарли часто публикует статьи в издании The National Interest. Он автор книги The Battleship Book. Фарли преподает в Паттерсоновской школе дипломатии и международной торговли (Patterson School of Diplomacy and International Commerce) при Университете Кентукки. Его сфера специализации включает военную доктрину, национальную безопасность и морские дела.