В целом хороший результат во внешней политике
Во время второго срока Барака Обамы на посту президента США произошло несколько серьезных прорывов во внешней политике, в том числе отмена старинного эмбарго на поставку оружия во Вьетнам. Эти пять фактов объясняют, почему предложения Обамы работали в одних странах, но не срабатывали в других.
1. Вьетнам
Долгие годы США настаивали, что отмена эмбарго на поставки оружия Вьетнаму зависит от улучшения положения прав человека в этой стране. Нет никаких серьезных данных о том, что в этой области был достигнут какой-либо прогресс, но геополитические изменения в Азии привели к изменениям в мышлении Вашингтона, и чрезмерная настойчивость Китая в Южно-Китайском море поставили соседние страны на грань. Стратегическую ценность Южно-Китайского моря трудно переоценить: через его воды проходит треть морских перевозок мира, вдобавок, на его дне могут быть серьезные запасы нефти и газа. На официальном уровне США призывают к мирному разрешению пограничных споров в Южном Китайском море. Отмена эмбарго на поставки оружия во Вьетнам стала сигналом Вашингтона о том, что США не будут сидеть, сложа руки, пока Китай наращивает свой вес в Азии.
В этой истории есть кое-что еще. Вершиной достижений внешней политики Обамы станет Торговый договор о Транстихоокеанском партнерстве, который, если будет одобрен, скорее всего, на предстоящей сессии Конгресса, похожей на «хромую утку», снизит барьеры для торговли и инвестиций в 12 государствах, на долю которых приходится 40% мирового ВВП. Вьетнам может стать главным получателем выгоды от этого соглашения, и его экономика вырастет на 10% к 2030 году. Пока во многих странах мира все больше людей выступают против свободной торговли, Вьетнам остается одним из немногих безоговорочных сторонников глобализации. Опрос, проведенный Pew Research в 2014 году, показал, что 95% вьетнамцев считают торговли положительным делом, и 76% жителей страны хорошо относятся к США. Эта страна предлагает США реальную возможность новых успехов в области экономики и безопасности.
2. Куба
Другое дело — восстановление отношений США с Кубой. Популярность Обамы на этом острове соответствует популярности Папы Франциска и достигает 80%. Вдобавок, 79% кубинцев говорят, что недовольны существующей экономической системой, а еще 55% говорят, что уехали бы из страны, если бы получили такую возможность. 97% кубинцев говорят, что улучшение отношений с США пойдет на благо всей стране.
Кубинские лидеры не могут и далее сохранять статус кво. На протяжении десятилетий власти Кубы зависели от поддержки дружественных левых правительств других стран, чтобы выжить. Главным благодетелем был СССР, пока не развалился в 1991 году. В последние годы кубинцы отправляли врачей в Венесуэлу в обмен на 100 тысяч баррелей нефти в день для поддержки своей экономики. Они получала от Венесуэлы и другую помощь, составлявшую от пяти до 15 миллиардов долларов в год, что составляет 15% от ВВП Кубы. Экономические проблемы Венесуэлы делают продолжение этой практики невозможным. Обама увидел в этом возможность и воспользовался ею, с небольшой помощью Папы Франциска, выступившего в роли посредника на переговорах с Раулем Кастро.
3. Иран
Ситуация ухудшалась. Иран в прошлом считался наиболее образованным государством на Ближнем Востоке. Но образованное население стало проблемой в условиях безработицы. Каждый год на рынок труда выходят 1,2 миллиона молодых людей, а неофициальный уровень безработицы в стране среди молодежи составляет около 50%. Трудно оправдывать плохие экономические условия развитием ядерной программы, долгосрочные экономические выгоды и плюсы для безопасности от которой в лучшем случае туманны. Это дало Обаме нужные условия для начала. Ужесточение санкций позволило США усадить Иран за стол переговоров и торговаться, пока Тегеран не выдвинул приемлемые условия. В краткосрочной перспективе не следует ожидать потепления американо-иранских отношений, но ядерное соглашение заложило основы для реального долгосрочного процесса.
4. Северная Корея
Некоторые режимы обращаются к открытости в надежде сохранить стабильность, но политическая стабильность КНДР зависит от изоляции. Таким образом, Ким Чен Ын провел пять лет, укрепляя и консолидируя свою власть без внешнего вмешательства. Разумеется, КНДР в состоянии делать это только благодаря тому, что Китай поставляет еду, топливо и предоставляет политическую поддержку. На долю Пекина приходится 57% импорта КНДР, и Китай служит назначением 40% экспорта КНДР. Китайская доля в торговле Северной Кореи составляет 70%. Он десятки лет удерживает КНДР на плаву. Ким Чен Ын понимает, что для улучшения отношений с США потребуется осуществить политические и экономические преобразования, которые наверняка приведут к дестабилизации его власти. Вашингтону придется запастись терпением.
5. Россия
Россия и отношение к украинскому кризису стало крупнейшим внешнеполитическим провалом Обамы на данный момент, отчасти из-за того, что агрессивный подход будет только на руку Путину в его стремлении демонизировать Запад. Владимир Путин использует заграничный конфликт для повышения своей популярности дома во время своих полномочий, включая захват Крыма. Исследование Pew Global, проведенное прошлым летом, показало, что 88% российских граждан уверены в способности Путина «делать правильные вещи» относительно мировых дел. Более 80% россиян одобряют действия Путина относительно США, Украины и Европейского союза.
Конечно, волатильность цен на нефть вкупе с экономическими санкциями нанесли сильный удар по российской экономике. В 2015 году спад ВВП России составил 3,7%, а безработица выросла на 7,4%. Но рейтинг Путина все еще составляет 80%. Он использовал высокие цены на нефть, чтобы накопить валютные резервы в размере около 600 миллиардов долларов. России пришлось потратить значительную часть этих средств в последние годы, но ее резервы на экстренный случай по-прежнему составляют примерно 375 миллиардов долларов. Если учесть при этом популярность Путина, то ясно, что не стоит ожидать улучшения отношений с Вашингтоном в этом году или в следующем.
* * *
Мы ожидаем от наших кандидатов в президенты открыто сказать, что именно они будут делать, придя к власти. Реальность такова, что верховный главнокомандующий во внешней политике может делать немного больше, чем хвататься за подворачивающиеся возможности, и в состоянии посеять некие семена, которые породят новые возможности в будущем.