В последнее время слово «демократия» редко фигурировало в речах российских политиков. Многие россияне разочарованы в демократии — и не только они. Отказ от демократии после пробуждения активных демократических движений в конце 1980-х — начале 1990-х стал глобальным феноменом. На это есть серьезные причины, самой важной из которых было то, что демократические лидеры не всегда были достаточно компетентными, чтобы разобраться в ситуации. Тем не менее, я убежден, что альтернативы демократии не существует.
Разные страны разными путями приходят к демократии и по-разному применяют ее принципы. России придется строить демократию, которая учитывает и берет за основу ее культурные особенности, традиции, менталитет и национальный характер. Существуют, однако, некоторые особенности, без которых система не может быть демократической. Какие-то из них существенно важны именно для России, так как до сих пор мы не можем утверждать, что они есть в нашей современной жизни. Таковыми являются регулярные честные выборы, обеспечивающие периодическую смену людей у власти, стабильный конституционный порядок и политическое равновесие между тремя ветвями власти, конкуренция между политическими партиями, соблюдение основных прав и свобод человека, справедливая и непредвзятая система правосудия и развитое гражданское общество.
В ходе своей истории русские объединяли и защищали обширные территории, являли миру выдающихся политиков, мыслителей, писателей, композиторов и художников. Мы — талантливый народ, способный проявлять чудеса выносливости и упорства в тяжком труде. Русские — как на родине, так и за границей — добиваются огромного успеха, когда могут работать в нормальных условиях. Что требуется, чтобы пробудить талант и способности нашего народа? Нам нужно улучшить отношения внутри общества, улучшить политическую систему.
Нам нужен сильный президентский авторитет. В России ключевым фактором является возможность народа доверять президенту и верить ему. Однако призывы «вернуть Сталина» — опасное безумие, в них проявляется отсутствие здравого смысла. На протяжении всей российской истории личность человека у власти имела огромное значение. Характер, предпочтения, психологические особенности царя, лидера, генерального секретаря или президента оставляли свой след на всем происходящем в стране. В XXI веке Россия должна преодолеть избыточную зависимость от лидера.
России необходим сильный независимый парламент. Сегодня российский парламент почти все время подвергается критике, жесткой критике, и, на мой взгляд, как правило, оправданной. Как-то раз спикер Госдумы сказал: «Дума — не место для дискуссий». Вероятно, это была оговорка, но, не менее вероятно, что это была оговорка по Фрейду. Российский парламент в его современном виде был собран, игнорируя закон о дебатах, что раскалывает общество и компрометируют государственную власть в глазах мыслящей публики. В какой-то момент эти ошибки необходимо будет исправить.
Чтобы Федеральное собрание стало настоящим институтом власти, исполнительная власть — президент — должна изменил отношение к парламенту. Действительно ли в интересах президента иметь парламент, который утверждает решения так, как он это делает сейчас? Парламент должен иметь сильный, тщательно и тонко продуманный механизм рассмотрений и слушаний по наиболее значимым темам в стране.
Сегодня обе палаты Федерального собрания в действительности состоят из ставленников. Политические партии не играют роли в жизни страны и в парламенте, что должно было бы происходить при демократии. Создание настоящих, сильных, ответственных политических партий с их собственной идеологией — это одна из самых важных задач, стоящих перед нашим обществом и «политическим классом» в ближайшие годы.
Мы, разумеется, не можем просто игнорировать проблему управляемости, которая особенно остро стоит в случае с Россией. Эта проблема связана с огромным размером страны и ее многонациональным характером, ее можно решить только на основе федерализма. Усложняя задачу, скажем, что того типа федерализма, который работает, например, в США или Германии, для нас недостаточно, потому что в состав России входят национальные республики. Любой разговор об их упразднении опасен и губителен. Сосредоточиться необходимо скорее на обеспечении их максимально возможной автономии при том, что они продолжат оставаться неотъемлемой частью России.
Проблема управляемости тесно связана с другой противоречивой темой — борьбой с коррупцией. В конце концов, если государство не может справиться с этой проблемой, оно подрывает доверие людей, а это крайне важный актив.
Поэтому нельзя просто смириться с ней, как некоторые предполагают, утверждая, что коррупцию в России не искоренить. Эти люди цитируют историка XVIII века Николая Карамзина. Когда во время поездки по Европе его спросили, что делают люди в России, он ответил: «Воруют». С этим необходимо бороться, но полицейские меры, запреты и тюремные сроки не решат этой проблемы. Главное оружие против коррупции — это функционирующие демократические институты и здоровая экономика, дающая людям средства проявить инициативу, организовать свой собственный бизнес, и это усмиряет аппетиты жадных чиновников.
Почему этого не происходит? Я не сомневаюсь, что и здесь тоже все зависит от политики. Текущая стагнация российской экономики, рост которой равен нулю, происходит, оттого что на протяжении многих лет не было никаких фундаментальных изменений в идеях относительно ее развития. К тому же, «команда экономистов», главных теоретиков и тех, кто дополняет их идеи, во многом остается бессменной. Доминирует монетаристское мышление. Существует упрямый отказ регулировать экономику, стимулируя ли запрос, эффективным ли использованием аккумулированных резервов или инфраструктурными проектами. Экономика остается в смирительной рубашке жесткого монетаризма.
В последнее время в адрес главы государства звучит все больше призывов изменить макроэкономическую ситуацию, но я считаю, что подлинная конкуренция в экономической мысли сможет появиться лишь в другой политической обстановке. Нам нужны политические партии, способные предложить альтернативные экономические программы и обеспечить периодические необходимые смены в политике. В отсутствие этих перемен обращения к «человеку у власти» будут мало полезны.
Решающую роль в построении современного сильного государства в России может играть только судебная власть. Без непредвзятых судов, правосудия, приоритета закона достичь невозможно. Эта цель впервые возникла в годы перестройки, и до сих пор еще очень далека от достижении. Более того, в последние годы были допущены серьезные нарушения в управлении в этой сфере. Уважение к правовой системе было подорвано, и восстановить его будет очень трудно.
Для России с ее обширной территорией и уникальным положением в мире тема безопасности — как ее собственной, так и в мире — всегда является предметом беспокойства. Безопасность в мире во многом зависит от нее. Сегодня у России есть крупная, неотчуждаемая и конструктивная роль, которую она должна играть в глобальной политике. Очень важно, чтобы международное сообщество понимало: Россия должна участвовать в решении крупнейших мировых проблем, а ее вклад должен быть признан и оценен.
Мы живем во время великих перемен. Двадцать первый век начался тяжело, он полон сюрпризов, а перед человечеством встают срочные проблемы. Существующее поколение российских граждан, политиков, лидеров сможет наконец сделать так, чтобы наша страна встала на путь стабильного демократического развития. Обновленная Россия может стать ключевым участником обновления мира. Она многое может предложить: природные и интеллектуальные ресурсы; уроки прошлого, которые мы, вопреки всему, осваиваем; и пламенное желание проложить путь к мирному справедливому будущему для новых поколений.