В то время, как французское правительство в очередной раз устроило жалкий гротеск из мероприятий по случаю столетия битвы при Вердене (Black M заменили на Les Tambours du Bronx, энергичных молодых людей, которые от души лупят по канистрам из-под бензина — такое зрелище способно привести в недоумение), президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган отмечал взятие Константинополя, основополагающее для Османского халифата событие. Только вот он отнесся ко всему с куда большей серьезностью и достоинством.
Пришедший к власти в 2002 году бессменный лидер исламо-консервативной Партии справедливости и развития долгое время держал на руках хорошие карты, однако в конечном итоге его накрыла своеобразная эрозия власти. Или же стремление ломать все, что он сам же и строил. Глупый и грубый разгон демонстрантов на площади Таксим. Самоуправные задержания адвокатов и журналистов. Возобновление боев с курдами при том, что он сам ранее договаривался о мире с РПК Абдуллы Оджалана. Непоследовательная и странная внешняя политика. Анкара сегодня рассорилась практически со всеми соседними столицами, от Берлина до Тегерана и Эр-Рияда. А также получила в довесок новую волну терактов от рук РПК, ДАИШ или кого-то еще.
При взгляде из Франции концепция восстановления халифата вызывает лишь улыбку, но, по сути, она едва ли глупее, чем идеология монархистов из «Аксьон франсез», которая в прошлом веке долгое время витала среди сливок французского общества. Этот мифический золотой век все еще будоражит умы мусульман, будь то турки или арабы. Потому что тогда багдадский халиф Харун ар-Рашид вел переписку и поддерживал дружеские связи с другим сильнейшим властителем тех времен, Карлом Великим. А Франциск I в свое время заключил альянс с Сулейманом I Великолепным.
То было время объединения Востока с Западом, а не подчинения первого второму. Подчинение, которое сегодня не такое яркое, как вчера, но все еще ощущается на Востоке. Все это, пусть даже путаным и беспорядочным образом, уходит корнями в ту самую историю, конец которой не так давно предрекал писатель Фрэнсис Фукуяма.
В своей выдающейся книге «Арабы, их и наша судьба» (Les Arabes, leur destin et le nôtre) Жан-Пьер Филию (Jean-Pierre Filiu) подробно объясняет, что восточного человека нельзя надолго победить силой оружия, но можно завоевать его сердце. Наши короли это поняли, а их султаны радовались этому. Однако те времена явно остались в прошлом, и когда воспоминания о них все же всплывают на поверхность усилиями видящего себя новым султаном Эрдогана, все происходит в форме полуфарса, а не античной и в то же время такой современной трагедии.