После аннексии Крыма в 2014 году, введения западных санкций и падения цен на нефть экономика России в 2015 году вошла в рецессию. По общему мнению наблюдателей рост российской экономики начнется лишь в 2017 году, но даже тогда темпы ее роста будут относительно невысокими — 1%-2% в год. И на то есть три причины.
Во-первых, главную роль играет падение цен на нефть. Российская экономика по-прежнему очень зависит от нефтяных цен. Даже при том, что Центральный банк России перешел на систему плавающего обменного курса, России не удалось избежать рецессии, учитывая то, что нефть подешевела на 50%. Обесценивание рубля смягчило этот удар, но не смогло бы полностью защитить экономику.
Во-вторых, западные санкции усугубили негативные последствия падения нефтяных цен. Если бы не санкции, российское правительство, банки и корпорации могли бы занять денег, чтобы выйти из кризиса (особенно если учесть, что совокупный внешний долг был небольшим).
В-третьих, российская экономика была не в лучшей форме и до 2014 года. Оживление экономики, наступившее после Великой рецессии, исчерпало себя уже в 2013 году. После того, как в середине 2012 года российская экономика достигла в своем развитии докризисного уровня, темпы ее роста начали падать. К началу 2014 года началась стагнация российской экономики, и темпы развития начали колебаться в районе нулевой отметки.
Почему это произошло? В своем Послании Федеральному Собранию в декабре 2013 года президент Владимир Путин дал ясно понять, что экономические проблемы России обусловлены не внешними, а внутренними факторами.
Вывод был очень точным: российская экономика страдала из-за масштабной коррупции, чрезмерного вмешательства государства, неэффективной системы защиты прав собственности, отсутствия конкуренции и открытости, а также повышения роли государственных компаний.
Наличие этих проблем признавалось и раньше, и для их решения неоднократно предлагалось провести реформы — предлагал это и Путин в своей предвыборной программе в 2012 году. При этом Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) подготовил доклад под названием «Диверсификация в России» (Diversifying Russia), в котором на основе нестандартного изучения российских регионов, фирм и домохозяйств были определены барьеры, препятствующие росту, и разработаны меры для их устранения.
В докладе ЕББР предлагались рекомендации по реализации путинской предвыборной программы: для того, чтобы развиваться, России следует ослабить контроль государства над экономикой, развивать свою финансовую систему, а также поощрять конкуренцию и способствовать открытости, передвижению рабочей силы, поддерживать развитие кадровых ресурсов и инновации.
К сожалению, даже при том, что эти принципы были провозглашены и даже юридически закреплены Путиным в его знаменитых «Майских указах» (подписанных им в первый день вступления в должность), почти ни одна из этих реформ не была проведена. В результате произошел отток капитала из страны, началась стагнация, и даже сократились объемы инвестиций.
Вначале российское и международное бизнес-сообщество приветствовало эту программу реформ. Но со временем наступило разочарование, поскольку обещанные реформы так и не были проведены, и стало ясно, что огромный потенциал развития России вряд ли будет реализован.
Обречена ли Россия на стагнацию?
Судя по имеющемуся на сегодня официальному прогнозу — а также Докладу МВФ о состоянии и перспективах развития мировой экономики — ожидается, что даже после нынешней рецессии темпы роста российской экономики, по всей видимости, составят от 1,5% до 2% в год. Эти прогнозы сделаны, исходя из предположения, что Россия не сможет решить свои внутренние проблемы и провести структурные реформы. А что было бы, если бы она могла это сделать?
Если Россия решит свои «внутренние проблемы» (которые президент Путин относит к политическим препятствиям на пути к необходимым для роста реформам), тогда есть все основания считать, что Россия сможет догнать своих соседей — как восточных, так и западных. Россия видит, как Казахстан и Китай перегнали ее по объему ВВП на душу населения, а некоторые соседи из Восточной Европы и Восточной Азии догнали более развитые страны и вошли в состав Организации экономического сотрудничества и развития.
Несомненно, Россия тоже на это способна. Она обладает внушительными трудовыми ресурсами, огромными запасами полезных ископаемых, бескрайними просторами плодородных земель, а также имеет доступ к богатому европейскому рынку и растущему азиатскому рынку. Иначе говоря, нет таких фундаментальных факторов, которые обрекали бы Россию на стагнацию — если не считать политических барьеров, препятствующих проведению реформ. И если эти барьеры будут преодолены, Россия вновь начнет развиваться и догонит Запад.
Сергей Гуриев — профессор экономики парижской Школы политических наук Sciences Po. Ранее был ректором Российской экономической школы и советником по экономике у бывшего президента, а ныне премьер-министра Дмитрия Медведева. В 2013 году в результате давления со стороны российских властей покинул Россию. Публикует статьи в издании Foreign Affairs.