В среду, 1 июня, Финляндия отмечает 110 лет с момента принятия закона о всеобщем и равном избирательного праве. Благодаря реформе финские женщины первыми в Европе получили право голоса и право выдвигать свою кандидатуру на выборах. В 1907 году на первых парламентских выборах были выбраны 19 первых депутатов-женщин.
В 1906 году Финляндия не была независимой, а входила в состав Российской Империи, то есть была автономным княжеством. Финляндией управлял представитель императора генерал-губернатор и четырехсословный сейм, в состав которого входили представители аристократии, духовенства, мещан и крестьянства.
Реформа также дала право голоса всем мужчинам
В 1907 году были организованы первые выборы в парламент, подобные нынешним. Количество людей с правом голоса увеличилось в десять раз, поскольку раньше право голоса основывалось на сословии, или происхождении, положении и состоятельности. Теперь голосовать могли все, достигшие 24 лет, вне зависимости от пола, происхождения и уровня доходов.
Заслуженный профессор Университета Тампере Ирма Сулкунен (Irma Sulkunen) считает реформу конституции 1906 года особенной потому, что тогда право голоса появилось у женщин и большей части мужчин. По мнению Сулкунен, проект был особенным с международной точки зрения потому, что он был общим для финских рабочих и крестьян и не затрагивал одних только женщин.
«В Финляндии было очень трудное время, и тяжелый труд объединял мужчин и женщин. Прослойка высшего класса была очень тонкой, и против права голоса у женщин выступали только шведоязычные либералы», — рассуждает Сулкунен.
«Сферы» мужчин и женщин
Иначе дела обстояли, например, в Англии, где промышленность была более развитой.
«Там стремились выделить отдельные области деятельности для мужчин и женщин, которые сильно различались. У нас движение в этом направлении шло медленнее».
Сулкунен также изучила первые годы существования права голоса у женщин в Новой Зеландии, где женщины получили право голоса первыми в мире, но право на участие в выборах принято не было.
«Там считали достаточным, что женщины могут оказывать влияние через мужчин-кандидатов. Право голоса у женщин считали важным, а то, что женщины могли бы участвовать в принятии законов, важным не считали».
Сулкунен считает, что финская система вначале была очень прогрессивной, но идеи о том, что существуют различные мужские и женские «сферы», то есть миры, начали укрепляться во времена финского парламентаризма.
По словам Сулкунен, многие женщины сами считали облегчением, если наряду с работой по дому и уходом за детьми не нужно было тяжелым трудом зарабатывать деньги.
Сулкунен рассказывает, что в том числе и первый министр-женщина Мийна Силланпяя (Miina Sillanpää) призвала в 1930-х «сделать решение общественных вопросов задачей мужчин».
Идеи равноправия соответствовали духу времени
Раскол на мужские и женские секторы был заметен и в разграничении политических задач. Силланпяя была в соответствии с духом того времени помощником министра социальных вопросов.
Сейчас даже в голову не приходит, что пост министра социальных вопросов и здравоохранения всегда должна занимать женщина, а портфель министра иностранных дел или министра финансов должен быть у мужчины. Больше нет ни одного высокого поста, который мог бы быть занят только мужчиной или женщиной.
Сулкунен, тем не менее, подчеркивает, что сейчас считается, что не должно быть секторов, в которых работают только мужчины и женщины.
«Все всегда происходит в своем историческом окружении. Совсем не так давно считали абсолютно иначе», — напоминает Сулкунен.