В воскресенье российский президент отдал приказ вернуть Израилю танк, потерянный израильскими войсками в одном из крупнейших танковых сражений в истории — в бою у Султан-Яакуба в Ливане в 1982 году.
Дело было так.
Через шесть дней после начала вторжения израильских войск в Ливан в 1982 году министр обороны Ариэль Шарон (Ariel Sharon) отдал приказ продолжать наступление, чтобы захватить как можно больше территории до вступления в силу перемирия.
Бой у местечка Султан-Яакуб стал самым примечательным событием всей кампании.
Десятого июня 1982 года бригадный генерал Гиора Леви (Giora Levi) и его 90-я дивизия миновали город Мердж-Аюн и заняли позицию недалеко от Кавкабы и Хасбайи на юге Ливана. Израиль хотел вынудить ливанские 76-ю и 91-ю танковые бригады отступить в долину Бекаа и к сирийской границе.
В результате шести часов тяжелых боев Израиль потерял восемь танков. Тридцать солдат были убиты, шестеро попали в плен.
Чтобы остановить наступление израильских сил, сирийская армия также использовала танки и французские вертолеты «Газель».
Как и прочие армии, Израиль обычно уничтожал оставшуюся на поле боя бронетехнику, взрывая ее. Но восемь танков модели M48A3 «Магах» остались в Султан-Яакубе.
Из них два выставлялись в Сирии как военные трофеи.
А один был подарен Москве.
В конце июня премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху (Benjamin Netanyahu) прибудет в Москву с визитом, чтобы отпраздновать 25-летие нормализации отношений России и Израиля.
Как выяснилось, домой он уедет не с пустыми руками.
Новость вызвала вопросы у бывших союзников Сирии, например, у лидера друзской общины Валида Джумблата (Walid Jumblatt).
«Он имеет символическую ценность. Тогда мы были союзниками Сирии. Бой у Султан-Яакуба изменил ход ливанской войны. Но русского президента — или, может, лучше назвать его новым царем, — не волнует история. Его главная забота — порадовать Израиль и его лидера Нетаньяху».
Джумблат продолжает: «Вероятно, Сирия подарила России танк ради обмена информацией. Но это оскорбляет и унижает Сирию, которая сейчас в союзе с Россией».
Желание получить обратно свой танк Израиль объясняет очень просто. В бою у Султан-Яакуба пропали шесть израильских солдат. Троих позже обменяли на палестинцев, сирийцев и других пленных арабских военных. Еще троих так и не нашли.
Израиль полагает, что этот танк — единственная память о пропавших, и поэтому он имеет важное символическое значение для армии и для семей троих солдат.
Но у нынешних союзников Сирии, таких как «Хезболла», история с танком вызвала недоумение и тревогу. Они задаются вопросом: на чьей стороне в действительности Путин?