«Открытая Россия» представила кандидатов, которые получат поддержку Ходорковского на выборах в Госдуму и Заксобрание Санкт-Петербурга. Поддержка будет в первую очередь экспертная и информационная. Основная идея проекта «Открытые выборы» — подготовка кадров для лучших времен, считают организаторы.
Чудеса робототехники
Журналисты, которые аккредитовались на презентацию кандидатов «Открытой России» в среду, 1 июня, получили анонс, что «всех будет встречать Евгений Чичваркин». Это вызвало большой ажиотаж: по словам организаторов, многие журналисты звонили и интересовались, правда ли, что эксцентричный бизнесмен, уже 8 лет живущий в Лондоне из-за разногласий с властями, вернулся в Москву.
Чичваркин явился публике в виде радиоуправляемого робота с видеокамерой и экраном. На экране, действительно, светилось лицо бывшего владельца «Евросети», но оно было размыто и почти не шевелилось, так как в пресс-центре газеты «Московский комсомолец», где проходила презентация, плохо работал интернет. Впрочем, все это было лишь прелюдией к основному событию пресс-конференции — представлению 24 кандидатов, которых «Открытая Россия» будет поддерживать на выборах.
Кандидаты из 11 регионов России должны были приехать в пресс-центр на специальном автобусе, но в итоге пересели на метро, так как в центре Москвы были пробки. По дороге они немного погуляли по парку Горького, где прохожие, как рассказали кандидаты, почему-то приняли их за делегацию «Единой России». Тем временем организаторы наладили онлайн-трансляцию и к конференции удаленно присоединились Михаил Ходорковский и Евгений Чичваркин — они отвечали на вопросы журналистов по видеосвязи из Лондона.
Кто идет на выборы
«Открытая Россия» выбирала из более чем 400 заявок, рассказал координатор проекта «Открытые выборы» Тимур Валеев.
Отбором кандидатов занималось экспертное жюри, в состав которого входили, в частности, Евгений Чичваркин, федеральный координатор «Открытой России» Владимир Кара-Мурза, главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов, писатель Людмила Улицкая. В итоге были выбраны 24 человека. 19 из них собираются баллотироваться в Госдуму, еще пять — в законодательное собрание Санкт-Петербурга. Все, кроме самовыдвиженцев, идут на выборы от Партии народной свободы («ПАРНАС»).
При этом у некоторых кандидатов уже есть опыт политической деятельности в других партиях: так, кандидат из Ангарска Ольга Жакова раньше была депутатом иркутской Думы от «Справедливой России». А Рузиль Миргалимов из Татарстана недавно был исключен из «Единой России» именно потому, что решился идти на выборы при поддержке Ходорковского. При этом он утверждает, что своих политических взглядов не поменял: «Я просто начал понимать, что для того чтобы вывести свой округ на хороший уровень, мне надо быть депутатом Госдумы. Обратился в «Единую Россию», в которой тогда состоял, — они сказали, извини, у нас уже есть один кандидат от этого округа. Так я понял, что внутри «Единой России», по сути, нет конкуренции. А «Открытая Россия» дает мне возможность реализоваться независимо».
В целом кандидаты, выбранные экспертным жюри, оказались очень разными: среди них были как уже отчасти сложившиеся политики, как, например Мария Баронова и Константин Янкаускас, так и начинающие, никому не известные.
Парнас — только площадка
Выбор Партии народной свободы объясняется просто: ПАРНАС, отличие от многих оппозиционных движений, обладает лицензией, позволяющей кандидатам не собирать подписи. А остальные партии, включая оппозиционное «Яблоко», не согласились сотрудничать с «Открытой Россией», пояснил DW Владимир Кара-Мурза.
На просьбу журналистов прокомментировать разногласия внутри ПАРНАС, связанные с недавним провалом праймериз, Михаил Ходорковский ответил лаконично: «Я не являюсь членом Партии народной свободы, «Открытая Россия» — не член демократической коалиции. Комментировать вопросы, связанные с ПАРНАС, я не считаю нужным. Наша договоренность с этой партией состояла в том, что кандидатов, которых мы поддержим, они пропустят по своей лицензии, позволят им не собирать подписи. И эта договоренность выполняется».
Выборы как тренировка
Проект «Открытые выборы» позиционирует себя в первую очередь как образовательный. Поддержка «Открытой России» будет заключаться, прежде всего, в экспертном сопровождении кандидатов: «У нас есть политтехнологи, эксперты по технике речи, по ведению агитации, — рассказал Тимур Валеев. — Очень важна юридическая поддержка, наша задача обеспечить безопасность кандидатов».
В разговоре с DW Валеев отказался назвать имена политтехнологов, готовых сотрудничать с «Открытыми выборами»: «Многие из них не заинтересованы в публичности, так как одновременно они могут консультировать и другие партии, в том числе и «Единую Россию». Это нормально, многие агентства так делают». А с «оппозиционными» политтехнологами «Открытая Россия» сотрудничать не стремится: «они пока что показывали очень плохой результат». При этом «Открытая Россия» самим кандидатам ничего не платит, подчеркнул Валеев. «Все расходы — только на работу региональных штабов и экспертов».
Активисты «Открытой России» отдают себе отчет в том, что даже при такой мощной поддержке шансы оппозиции победить на выборах в текущей политической ситуации — невысоки. Но они воспринимают проект «Открытые выборы» как своего рода тренировку.
Владимир Кара-Мурза привел в пример историю Рудольфа Керера — советского пианиста с немецкими корнями. В 1941 году он вместе с репрессированными родителями был выслан в Казахстан. В ссылке у 18-летнего Керера не было возможности играть на пианино. «Но он взял деревянную панель, нарисовал на ней клавиатуру и тренировался — стучал пальцами по этой дощечке. А через 13 лет, когда ссылка закончилась, он поступил в консерваторию, выиграл множество призов и в итоге уехал преподавать в Вену». Так и «Открытая Россия» дождется лучших времен, убежден Кара-Мурза младший. «Сегодня выборы — это наша дощечка, на которой мы играем без звука. Но когда-нибудь эти навыки обязательно будут востребованы».