После проведения операции Top Secret, в ходе которой на прошлой неделе в Риме был арестован португальский шпион и предполагаемый агент СВР, российской внешней разведки, команда отдела безопасности НАТО готовит инспекцию португальской Службы информации и безопасности (SIS). Операцией заведовало Главное управление по расследованию и уголовным преступлениям (DCIAP), а осуществлял ее Национальный отдел по борьбе с терроризмом (UNCT) португальской уголовной полиции.
В ходе ревизии НАТО намерена выяснить допущенные в процедурах промахи и нарушения, позволившие Фредерико Жилу Карвальяу получить доступ и вынести из SIS секретные документы Атлантического альянса, в отношении которых как правило применяются усиленные меры защиты. Пресс-служба НАТО отказалась прокомментировать ситуацию.
Проверка также нацелена на идентификацию возможных «сообщников», учитывая имеющиеся подозрения в том, что Фредерико Карвальяу Жилу кем-то из сотрудников спецслужб могла быть оказана, пусть даже непроизвольная, «помощь», чтобы тот мог осуществить свой замысел: продать информацию России.
Как стало известно Diário de Notícias, Комитет НАТО по вопросам безопасности (NSO), одна из крупнейших структур в штаб-квартире НАТО в Ле Монс, Бельгия, связался с португальским Управлением национальной безопасности (GNS), отвечающим за охрану конфиденциальных материалов международных организаций, и на ближайшие дни намечен его визит в Форт Амейшуейра, штаб-квартиру португальских спецслужб.
«Чрезвычайно серьезный случай» — так источники, близкие к этому делу, характеризуют утечку секретных документов НАТО, которые могли попасть в руки спецслужб Владимира Путина. Среди изъятых материалов значатся документы под грифом «секретно» и «особой важности». В соответствии с установленными правилами безопасности организации, «несанкционированное обнародование» такого рода документов «может привести к чрезвычайно серьезным последствиям для НАТО».
Проблема для Португалии усугубляется еще и тем, что текущая международная обстановка напоминает времена холодной войны. В понедельник Парламентская ассамблея альянса объявила Россию, как раз ту страну, которой Карвальяу продавал свои секреты, врагом номер один. «Мы сталкиваемся с новой ситуацией, в которой Россия объявила НАТО своим противником, и должны знать, как на это реагировать», — заявил президент Майкл Тернер. Представители 28 государств-членов выступили в защиту усиления «коллективной обороны», чтобы ответить на «российскую угрозу».
Такого рода проверки предусмотрены нормами безопасности НАТО и проводятся, когда есть подозрения в утечке информации и угроза ее безопасности. Государства-члены, где происходит нарушение безопасности, штрафам не подвергаются. «Основная задача будет заключаться в совместной с португальскими спецслужбами оценке степени уязвимости, приведшей к утечке информации, и принятии мер для предотвращения повторных случаев», — объяснил Diário de Notícias эксперт по секретной информации.
Тем не менее ситуация — о ней Diário de Notícias уже писала — при которой следователи уголовной полиции не могут получить доступ к досье НАТО, уже разрешена единственным возможным способом: Управление национальной безопасности будет аккредитовывать инспекторов UNCT, прокуроров DCIAP и, возможно, даже судью Центрального уголовного суда Иву Роза (Ivo Rosa), который будет допрашивать Карвальяу Жила, когда тот вернется в Лиссабон. Шпион должен прибыть на родину в предстоящие выходные. Власти также надеются, что Италия выдаст россиянина, чтобы он предстал перед судом в Португалии.
DN известно, что за ситуацией следят на самом высоком политическом уровне, и что серьезную обеспокоенность вызывает кредит доверия страны перед лицом международных организаций. Премьер-министр продолжает защищать португальские спецслужбы и благоразумно оставил лишь один комментарий: «Нет никаких причин для беспокойства по поводу уровня безопасности и качества работы разведслужб». Он подчеркнул, что Карвальяу Жил — это «единичный случай», и что «одна ласточка весны не делает».
Управление безопасности. Блюстители секретной информации
Мобильные телефоны остаются на КПП, а каждая из дверей объектов Управления национальной безопасности (GNS) имеет свой код. «Крепостью» вот уже более десяти лет управляет военный, адмирал Жозе Торреш Собрал (José Torres Sobral), успевший за это время нажить себе больше врагов, чем друзей — особенно среди руководителей государства — по той простой причине, что требует неукоснительного соблюдения правил безопасности в случае обращения с материалами особой важности, не делая ни для кого исключения. Рассчитывать на меньшее нет никаких оснований. Ведь именно в GNS стекается большая часть секретной информации по вопросам безопасности и обороны таких международных организаций, как НАТО и Европейский союз. Поэтому данное управление сейчас и вовлечено в операцию Top Secret, ведь именно его эксперты предпримут необходимые меры и обеспечат подготовку тех лиц, которым будет открыт доступ к секретным отчетам о безопасности конфиденциальных материалов.
Немногословные сотрудники GNS, отказывающиеся от интервью и избегающие публичного внимания, сыграли решающую роль в приостановке проекта, разработанного при предыдущем правительстве бывшим министром Мигелем Релвашем (Miguel Relvas), согласно которому все базы данных — включая базу GNS — должны быть сосредоточены в едином центре, управляемом частной компанией. Управление национальной безопасности отказалось предоставить свои материалы, и это стало одной из главных причин, по которой в планах произошли изменения, и из них были исключены секретные документы.
Еще одна победа GNS в пользу государственных интересов — и которую многие приписывают Торрешу Собралу — заключалась в том, что ему, во-первых, удалось добиться размещения Национального центра кибербезопасности в одном из своих закрытых помещений, а во-вторых, взять на работу специалистов из университетов и государственных служб. Цель, преследуемая во время создания центра, состояла в том, чтобы избежать «коммерческих интересов», которые неизбежно возникают в этой области.