Россия жестко подавляет обычных пользователей социальных сетей, если они выкладывают в интернет вещи, которые могут быть истолкованы как «опасность для государства». Андрея Бубеева приговорили более чем к двум годам тюрьмы за картинку, которой он поделился с 12 своими друзьями в социальной сети «ВКонтакте».
Рука сжимает тюбик с зубной пастой, зубная паста вытекает. Рядом — слова о «выдавливании» страны из себя.
Это описание картинки, благодаря которой Андрей Бубеев оказался в тюрьме. За то, что он поделился ею с 12 друзьями в соцсетях, его приговорили к тюремному заключению сроком более двух лет, пишет информационной агентство АР в статье, опубликованной в понедельник.
«Он интересовался политикой, читал новости, делился информацией, но он делал это ля себя. Это как вырезки из газет собирать», — рассказывает жена Андрея Анастасия.
Сейчас она живет одна с их четырехлетним сыном, ей пришлось бросить учебу в медицинском вузе, потому что не было денег, чтобы нанять кого-то присматривать за сыном, пока она на учебе.
По словам жены, Бубеев проводил в интернете много времени. Он делился ссылками в российской социальной сети «ВКонтакте» и участвовал в политических дебатах на сайтах местных газет. «ВКонтакте» — самая популярная соцсеть в России, насчитывающая более 270 миллионов аккаунтов.
«Его страничка не была популярной, у него было только 12 друзей. Он просто не мог ставить перед собой цель кого-то к чему-то принуждать».
Используют закон об экстремизме
По меньшей мере 54 человека в России были посажены в тюрьмы за «разжигание ненависти», большинство из них — за то, что либо сами выкладывали в сеть какие-то вещи, либо делились ими. Эта цифра почти в пять раз выше аналогичной пять лет тому назад, по данным правозащитной группы СОВА, располагающейся в Москве. Группа изучает права человека, национализм и ксенофобию в России. Количество приговоров за разжигание ненависти выросло с 92 в 2010 году до 233 в прошлом году.
Российский закон от 2002 года определяет экстремизм как деятельность, «подрывающую безопасность государства и конституционный порядок» или «прославляющую расизм или терроризм, а также призывающую к этому других».
Расплывчатое определение в законе делает возможным преследование самых разных людей — от тех, кто создает террористическую ячейку или расхаживает с нацистскими символами, до тех, кто чаще всего пишет в сети то, что может быть истолковано как опасность для государства. В конце концов суд сам выносит решение о том, представляет ли пост в социальных медиа опасность для государства.
Атака на тех, кто критиковал вмешательство в дела Украины
В феврале 2014 года президент Владимир Путин кроме того подписал дополнение к закону, которое предусматривает более серьезное наказание за ненасильственные экстремистские преступления, такие, как разжигание ненависти. В том же году, но позднее — после того, как Россия аннексировала Крымский полуостров — Путин подписал закон, превративший «шаги, направленные на разрушение территориальной целостности России» в преступление, за которое можно получить до пяти лет тюрьмы.
Многие из тех, кто оказался в тюрьме за разжигание ненависти в социальных сетях в России в последние пару лет, критически относились к российскому вмешательству на Украине.
Так произошло и с картинками и статьями, которые репостил Андрей Бубеев.
Андрей считает, что то, что его посадили в тюрьму, сделано специально: чтобы другие граждане опасались высказывали свое мнение, говорит его адвокат Светлана Сидоркина в беседе с AP.
Схвачен русской специальной полицией
Ровно год тому назад 40-летний электрик отправился на работу на стройку за городом. Поскольку следователи не смогли до него дозвониться, его стали разыскивать как подозреваемого в экстремизме. Когда Бубеев в тот же день заехал навестить жену и сына на даче в деревне, полицейский спецназ ворвался в дом и схватил его.
Через несколько месяцев после ареста он признал вину в том, что «подстрекал к ненависти по отношению к русским», и был приговорен к году тюрьмы. Он репостил фотографии, видео и статьи националистических украинских групп, включая группы, которые борются против поддерживаемых Россией сепаратистов на востоке Украины.
Не прошло и двух недель после вынесения Бубееву приговора, как он был приговорен снова. На этот раз его обвинили в «подстрекательству к терроризму и к действиям, подрывающими территориальную целостность России». Он поделился картинкой с тюбиком пасты, а также статьей под заголовком «Полуостров Крым — это Украина», в которой содержался призыв к военной агрессии против России.
Шестого мая Бубеев был приговорен к тюремному заключению сроком в два года и три месяца.
Приговаривают к годам в тюрьме
Раньше в этом месяце еще один человек был приговорен к двум годам тюрьмы в Астрахани за то, что выложил призыв к украинцам «бороться против путинских оккупационных сил».
В декабре одного мужчину в Сибири осудили на пять лет тюрьмы за «разжигание ненависти» по отношению к жителям Восточной Украины в видео, которое он выложил в сеть.
В октябре суд на юге России суд приговорил политического активиста к двум годам тюрьмы за незаконную акцию протеста и посты в социальных медиа, в которых он критиковал Путина и призывал юг России присоединяться к Украине.
Сетевое сообщество принадлежит пропутински настроенному миллиардеру
По данным группы СОВА, половина постов, приведших к приговорам за разжигание ненависти, выложена в сети «ВКонтакте». Компания, которая занимается этой социальной сетью, принадлежит прокремлевски настроенному миллиардеру Алишеру Усманову. Директор СОВА Александр Верховский считает, что благодаря этому российским властям легче получать доступ к аккаунтам «ВКонтакте», чем в иностранных сетевых сообществах.
Защитник Бубеева утверждает, что благодаря настройкам приватности в соцсети его страница была доступна ему и 12 его друзьям. Адвокат говорит в беседе с АР, что не может объяснить, как служба безопасности обнаружила его пост — и как она вообще получила доступ к аккаунтам в этой сети.
«ВКонтакте» не захотела комментировать дело, когда информационное агентство к ней обратилось.
Спад насильственных преступлений на почве расизма
В начале 2000 годов Россию захлестнула волна насилия по отношению к азиатским иностранным рабочим, но количество нападений резко сократилось после того, как несколько десятков неонацистов получили длительные тюремные сроки за экстремизм.
Борцы за права человека и адвокаты, которым довелось работать с делами об экстремизме, говорят, что спад насильственных преступлений на почве ненависти заставили полицию и следственные органы перейти к уголовному преследованию за ненасильственные оскорбления, чтобы показать, что борьба с экстремизмом продолжается, утверждает АР.